Легкая атлетика тренировки

Легкая атлетика включает ходьбу, бег, прыжки и метания, проводимые по особенным правилам в форме спортивных упражнений. Главное из них — бег — воздействует на организм наиболее разносторонне, содействуя формированию скелетной мускулатуры (главным образом нижних конечностей), дыхательного аппарата, сердечно-сосудистой системы и др. Темперамент действия на организм разных видов бега как физического упражнения зависит от размера дистанции, темпа бега и длительности; он бывает обычным упражнением на скорость (бег на маленькие дистанции — 60— 200 м, при котором мышечная работа велика), упражнением на скоростную выносливость (бег на средние дистанции — 400—1500 м) либо развивать выносливость — свойство организма к продолжительной работе небольшой интенсивности (долгие и сверхдлинные дистанции). Ходьба — также упражнение на выносливость. Прыжки и метания — скоростно-силовые упражнения, хорошо развивают быстроту, силу и координацию движений, но если сравнивать с бегом и ходьбой меньше воздействуют на дыхание и кровообращение. Для разностороннего физического развития. особенно детей, ответственны занятия разными видами легкой атлетики. Особые занятия детей по легкой атлетике возможно затевать с 10—12 лет, причем бег — лишь на маленькие дистанции.

Легкая атлетика тренировки

Легкая атлетика — один из наиболее массовых видов спорта, включающий упражнения в беге, ходьбе, прыжках и метании, различные по структуре движений и действию на организм.
При беге на маленькие дистанции (60, 100 и 200 м) совершается краткосрочная (от 6 до 30 сек.) скоростно-силовая работа большой мощности. Лишь до 18% кислородного запроса покрывается конкретно в ходе этого бега; в мышцах преобладает анаэробный гликогенолиз. По окончании повторного бега на 100—200 м у тренированных спортсменов пульс не превышает 120—160 ударов в мин. дыхание— 30—40 в мин. большое давление — 150—170 мм рт. ст.
Прыжки (в высоту, длину, с шестом, тройной) и метания (копья, диска, молота, толкание ядра) принадлежат кроме этого к скоростно-силовым упражнениям, они отличаются сложной координационной структурой. Вегетативные сдвиги по окончании многократных повторений метаний и особенно прыжков приближаются к трансформациям, замечаемым при скоростном беге. При беге на средние дистанции (800,1500 м) — работе субмаксимальной интенсивности и при беге на долгие дистанции (3, 5, 10 км)— работе большой интенсивности не редкость предельное напряжение аэробного обмена и в значительной мере анаэробный гликогенолиз. Частота пульса достигает 200 ударов в мин. и более, дыхание — 54— 66 в мин. артериальное давление—до 190—220 мм рт. ст. При беге на сверхдлинные (марафонские) дистанции и спортивной ходьбе мышечная работа умеренной мощности совершается в условиях относительно устойчивого потребления кислорода. Отмечается падение содержания сахара в крови (время от времени до 40 мг%). По окончании бега определяются относительно низкие сдвиги пульса (до 150—180 ударов в мин.) и артериального давления (150—180 мм рт. ст.) с долгим периодом восстановления.
На протяжении и по окончании бега на различные дистанции, согласно данным телеэлектрокардиографии, 55 тренированных спортсменов бывают относительно умеренные и быстро преходящие трансформации ЭКГ: учащение ритма, укорочение Р—Q и QRS—Т, увеличение вольтажа R и Т. Размеры сердца по окончании финиша бега уменьшаются. При особенном напряжении в беге (чаще у менее подготовленных) отмечается большое понижение либо инверсия зубца Т3 (время от времени Т2 и Т3), понижение сегмента S— Т, удлинение Р—Q и QHS—Т, понижение вольтажа зубца R (рис.); рентгенометрически определяется повышение размеров сердца.
Систематические занятия легкой атлетикой хорошо развивают дыхательный аппарат, о чем свидетельствуют отмечаемые у легкоатлетов высокие показатели жизненной емкости легких, большой произвольной легочной вентиляции, устойчивости к гипоксии. Более чем у половины бегунов на долгие и сверхдлинные дистанции отмечается повышение размеров сердца (гипертрофия и тоногенная регулятивная дилатация); у них довольно часто находят кроме этого физиологическую брадикардию и гипотонию.
Легкая атлетика — наиболее значимый раздел программы по физическому воспитанию в учебных заведениях и комплекса ГТО, ее элементы употребляются в общей физической подготовке в любом виде спорта, в занятиях в группе здоровья со взрослыми, а также в лечебной физической культуре. Нормирование нагрузок в спортивных занятиях и соревнованиях по легкой атлетике проводится в соответствии с возрастом, полом и подготовленностью. Начальное обучение начинается с 10— 11 лет. См. кроме этого Спорт.

Телеэлектрокардиограмма, снятая в ходе повторного бега на средние дистанции у хорошо (а) и не хватает (б) подготовленных спортсменов: 1 — данные; 2 — на протяжении бега.