Невербальные средства общения это

Жесты, мимика, интонации — наиболее значимая часть делового общения. Иногда посредством этих средств (их именуют невербальными) возможно сказать значительно больше, чем посредством слов. Возможно, любой может отыскать в памяти, как он сам прибегал к красноречивым взорам и жестам либо читал ответ на лице собеседника. Такая информация пользуется громадным доверием. В случае если между двумя источниками информации (вербальным и невербальным) появляется несоответствие: говорит человек одно, а на лице у него написано совсем другое, то, разумеется, большего доверия заслуживает невербальная информация. Австралийский эксперт А. Пиз говорит, что посредством слов передается 7% информации, звуковых средств- 38%, мимики, жестов, позы — 55%. Иными словами, не столь значимо, что говорится, а как это делается.

Невербальные средства общения

Эффективность общения определяется не только степенью понимания слов собеседника, но и умением верно оценить поведение участников общения, их мимику, жесты, движения, позу, направленность взора, другими словами осознать язык невербального (вербальный — словесный, устный) общения. Данный язык разрешает говорящему полнее выразить свои эмоции, показывает, как участники диалога владеют собой, как они в конечном итоге относятся друг к другу.

Встретишь, к примеру, надменный и насмешливый взор, сходу осечешься, слово застрянет в горле. А вдруг на лице собеседника еще и презрительная улыбочка, то уже никак не захочешь изливать душу, делиться сокровенным. Другое дело — взор сочувствующий, поощряющий, заинтересованный. Он внушает доверие, располагает к откровенному беседе. Ваш собеседник безнадежно махнул рукой, отвел взор в сторону, и вы понимаете без слов, что он не верит вам, считает создавшееся положение неисправимым. И как ни стараются отдельные люди контролировать свое поведение, следить за мимикой и жестами, удается это не всегда. Невербальное общение выдает собеседников, ставит иногда под сомнение то, что было сказано, обнажает их подлинное лицо. Исходя из этого нужно обучаться понимать данный язык.

На какие конкретно же невербальные элементы направляться обращать внимание на протяжении общения?

Главным показателем эмоций говорящего есть выражение лица. В Личной риторике доктора наук русской и латинской словесности Н. Кошанского (С.-Петербург, 1840) имеется такие слова: Нигде столько не отражаются эмоции души, как в чертах лица и взглядах, благороднейшей части нашего тела. Никакая наука не дает огня очам и живого румянца ланитам, в случае если холодная душа спит в ораторе. Телодвижения оратора постоянно бывают в тайном согласии с эмоцией души, со рвением воли, с выражением голоса.

Мимика разрешает нам лучше осознать оппонента, разобраться, какие конкретно эмоции он испытывает. Так, поднятые брови, обширно открытые глаза, опущенные вниз кончики губ, немного открытый рот говорят об удивлении, опущенные вниз брови, изогнутые на лбу морщины, прищуренные глаза, сомкнутые губы, сжатые зубы высказывают гаев.

Печать отражают сведенные брови, потухшие глаза, легко опущенные уголки губ, а счастье — спокойные глаза, немного поднятые внешние утолки губ.

Для каждого, участвующего в беседе, с одной стороны, принципиально важно мочь расшифровывать понимать мимику собеседника. Иначе, нужно знать, в какой степени он сам владеет мимикой, как она ясна.

Вследствие этого рекомендуется изучить и свое лицо, знать, что происходит с бровями, губами, лбом. Если вы привыкли хмурить брови, морщить лоб, то попытайтесь отучиться собирать складки на лбу, расправляйте почаще нахмуренные брови. Дабы ваша мимика была ясной, систематически произносите перед зеркалом пара разнообразных по эмоциональности (печальных, радостных, забавных, ужасных, презрительных, доброжелательных) фраз. Следите, как изменяется мимика и передает ли она соответствующую чувство.

О многом может сказать и жестикуляция собеседника. Мы кроме того не воображаем, сколько разнообразных жестов применяет человек при общении, как довольно часто он ими сопровождает свою обращение. И вот что удивительно. Языку учат с детства, а жесты усваиваются естественным методом, и не смотря на то, что никто предварительно не растолковывает, не расшифровывает их значение, говорящие верно знают и применяют их. Возможно, разъясняется это тем, что жест употребляется значительно чаще не сам по себе, а сопровождает слово, помогает для него необычным подспорьем, а время от времени уточняет его.

Понятна ли будет фраза, сказанная без жеста: Дочь у меня вот тут сидит? Нет, непонятна. Где тут? В углу комнаты, за столом, у телевизора либо еще где? Указательное местоимение требует уточнения. Но в случае если говорящий сопроводит эти слова жестом (постучит ребром ладони ниже затылка по шее), тогда сказанное получает суть, что дочь находится на полном его иждивении, непомерно есть обузой его.

В русском языке существует много устойчивых выражений, каковые появились на базе свободных словосочетаний, именующих тот либо другой жест. Стаз фразеологизмами, они высказывают состояние человека, его удивление, равнодушие, смущение, растерянность, недовольство, обиду и другие эмоции, и разные действия. К примеру: опустить голову, вертеть головой, поднять голову, покачать головой, рука не поднимается, развести руками, опустить руки, махнуть рукой, поло-ока руку на сердце, приложить руку, протянуть руку, погрозить пальцем, продемонстрировать нос.

Жесты, жесты, жесты

Известный оратор древности Демосфен на вопрос, что необходимо для хорошего оратора, ответил так: Жесты, жесты и жесты!

Не просто так, что в разных риториках, начиная с античных времен, выделялись особые главы, посвященные жестам. Теоретики ораторского искусства в своих статьях о лекторском мастерстве кроме этого обращали особенное внимание на жестикуляцию. А. Ф. Кони в Рекомендациях лекторам пишет: Жесты оживляют обращение, но ими направляться пользоваться с опаской. Ясный жест (поднятая рука, сжатый кулак, резкое и стремительное движение и т. п.) должны соответствовать смыслу и значению данной фразы либо отдельного слова (тут жест действует заодно Итоном, удваивая силу речи). Через чур нередкие, однообразные, суетливые, резкие движения рук неприятны, приедаются, надоедают и злят.

Как видно из цитаты, — Кони подчеркивает значение жеста: жест уточняет идея, оживляет ее, в сочетании со словами усиливает ее эмоциональное звучание, содействует лучшему восприятию речи. Одновременно с этим А. Ф. Кони отмечает, что не все жесты создают благоприятное впечатление. Вправду, не хорошо, в случае если говорящий дергает себя за ухо, потирает кончик носа, поправляет галстук, вертит пуговицу, другими словами повторяет какие-то механические, не связанные со смыслом слов жесты.

Механические жесты отвлекают внимание слушателя от содержания речи, мешают ее восприятию. Часто они бывают результатом волнения говорящего, говорят о его неуверенности в себе.

В зависимости от назначения жесты подразделяются на ритмические, эмоциональные, указательные, изобразительные и символические.

Ритмические жесты связаны с ритмикой речи. Понаблюдайте за выступающими по телевидению, посмотрите, как довольно часто говорящий в такт речи размахивает рукой.

Ритмические жесты подчеркивают логическое ударение, замедление и ускорение речи, место пауз, другими словами то, что в большинстве случаев передает интонация.

Невербальные средства общения это

Скажите, к примеру, пословицы:

Говорит, что воду цедит

Невербальные средства общения это

Строчит, как из пулемета, сопровождая их ритмическими жестами.

Произнося первую пословицу, мы делаем пара замедленное движение рукой в правую сторону. Наряду с этим и гласные звуки произносятся пара растянуто. Во втором случае производим нередкие вертикальные движения ребром ладони правой руки, напоминающие рубку капусты.

Невербальные средства общения это

Обращение наша часто бывает эмоциональной. Волнение, радость, восхищение, неприязнь, огорчение, досада, удивление, растерянность, замешательство — все это проявляется не только в подборе слов, в интонации, но и в жестах. Жесты, передающие разнообразные оттенки эмоций, называются эмоциональными. Кое-какие из них закреплены в устойчивых сочетаниях, потому, что такие жесты стали общезначимыми. К примеру: бить себя в грудь, ударить кулаком по столу, хлопнуть (ударить) себя по лбу, повернуться спиной, пожать плечами, развести руками, указать на дверь.

Скажите, возможно ли выполнить приказания: Открой то окно, Эту книгу не бери, возьми вон ту, если они произносятся без жеста? Ответ будет один: Запрещено! В таких обстановках требуется указательный жест. Им говорящий выделяет какой-то предмет из ряда однородных, показывает место — рядом, наверху, над нами, там, подчеркивает порядок следования — по очереди, через одного.

Указать возможно взором, кивком головы, рукой, пальцем (указательным, громадным), ногой, поворотом тела.

Кое-какие указательные жесты имеют условный темперамент. Так, в то время, когда говорящий показывает себе на грудь — слева, где сердце, говоря: У него тут (жест) ничего нет, то ясно, речь заходит о бессердечном, бесчувственном человеке.

Бывают случаи, в то время, когда расшифровка жеста определяется обстановкой. Вот пара примеров:

Идет лекция. Один из слушателей, поймав взор другого, показывает пальцем место на руке, где носят часы. Додумались, о чем он задаёт вопросы? Он желает определить, который час.

Другая обстановка. Ассистент лектора делает ему тот же символ, но жест уже равнозначен словам: Время истекло. Пора завершать лекцию.

Наконец, данный же жест вероятно значит: Поторопись! Настало время уходить.

Указательный жест рекомендуется применять в весьма редких, нужных случаях, в то время, когда имеется предмет (либо наглядное пособие), на который возможно указать.

А, сейчас, проведем опыт. Задайте тому, кто находится на данный момент рядом с вами либо близко от вас, вопрос: Что такое винтовая лестница и рябь на воде? В ответ услышите: Это лестница вот такая (делается вращательное движение правой рукой по вертикали). А рябь. (волнообразное движение рукой по горизонтали). Задавайте данный вопрос кому угодно и какое количество угодно раз, и вы убедитесь, что практически все без жеста не смогут обойтись, не смотря на то, что уж и не так сложно дать словарную дефиницию (толкование): винтовая лестница — лестница, идущая спиралью, винтообразно; рябь — незначительное колебание водной поверхности, и легкие волны от для того чтобы колебания. Но жест нагляднее, он как бы изображает предмет, показывает его, исходя из этого и отдается предпочтение жесту, который называется изобразительным.

Изобразительные жесты появляются в случаях:

если не хватает слов, дабы всецело передать представление;

в случае если одних слов не хватает по каким-либо обстоятельствам (повышенная эмоциональность говорящего, невладение собой, несобранность, нервозность, неуверенность в том, что адресат все понимает);

в случае если нужно усилить впечатление и влиять на слушателя дополнительно и наглядно.

Но, пользуясь изобразительными жестами, необходимо выполнять чувство меры: запрещено этими жестами подменять язык слов.

Вы, без сомнений, несколько раз были в театре, на концерте, наблюдали выступление актеров по телевидению. Вспомните, как они жестикулируют, заканчивая выступление, прощаясь с публикой. Самый нередкий жест — поклоны, как знак признательности за теплый прием, за аплодисменты. Либо, стоя на авансцене, актер обширно разводит руки в стороны, как бы заключая в свои объятья сидящих в зале. Употребляется еще таковой жест: руку (руки) прижимают к груди и низко кланяются. Данный жест символизирует сердечное отношение, любовь актера к зрителям.

Другая картина. Передача КВН. Ведущий Александр Маслюков воображает судей. Один, в то время, когда именуют его, поднимается, поворачивается к сидящим в зале, делает кивок головой; другой поднимает руки вверх, соединяет ладони и покачивает руками; третий кланяется; четвертый приветливо машет рукой.

Такие жесты условны и называются они символическими.

Кое-какие из них имеют в полной мере определенное значение. К примеру, скрещенные руки показывают на предохранительную реакцию. Руки, заведенные за голову, высказывают превосходство. Руки в боки — знак непокорности. Обхватить руками голову — показатель неприятности либо беды.

Символический жест часто не редкость характерен, для ряда типовых обстановок. Так, существует жест предельности (категоричности) — сабельная отмашка кистью правой руки. Он сопровождает выражения: Ни при каких обстоятельствах не соглашусь; Никто не знает; Нигде вы не отыщете; Это совсем ясно; Полностью не об этом.

Жест интенсивности — рука сжимается в кулак (вариант: два кулака). Он употребляется, в то время, когда говорят: Он весьма упорный; Какая она упрямая; В нем чувствуется такая собранность, активность; Честолюбив он страшно.

Известен кроме этого жест отказа, отрицания — отталкивающие движения рукой либо двумя руками ладонями вперед. Данный жест сопровождает выражения: Нет, нет, нет! Не нужно, не нужно, прошу вас; Ни при каких обстоятельствах, ни при каких обстоятельствах в том направлении не поеду!

Жест противопоставления — кисть руки выполняет движение в воздухе там и тут: Пришли и юные и ветхие; Нечего в том направлении — сюда ходить; Одно окно на север, другое на юг. Годятся скамьи и громадные и мелкие.

Жест разъединения, расподобления — ладони раскрываются, разъезжаются в различные стороны: Это совсем различные приемы; Это нужно различать; Мы это разъединили; Они разойтись; Братья разъехались.

Жест объединения, сложения, суммы — пальцы соединяются в щепоть либо соединяются ладони рук: Они хорошо сработались; Весьма они подходят друг к другу; Мы с вами можем находить контакты; А вдруг совместно это положить? Давайте соединим усилия; Лишь объединившись, можем победить.

Национальный темперамент жестов

В случае если изобразительный жест связан с конкретными внешними показателями, то жест-знак связан с абстракцией. Его содержание ясно лишь какому-то народу либо определенному коллективу. Это — приветствия, прощания, утверждения, отрицания, призыв к молчанию, предвкушение приятного.

Так, русские в знак согласия покачивают головой вперед-назад, а болгары влево-вправо. О различии между жестом прощания в России и во Франции определим из произведения И. С. Тургенева Новь:

Нежданов наклонил голову, а Сипягин простился с ним на французский манер, пара раз сряду быстро поднес руку к собственным губам и носу, и отправился потом, бойко размахивая тростью и посвистывая

О национальном характере некоторых жестов свидетельствует таковой факт. В Австралии, Новой Зеландии, Англии два разведенных пальца (указательный и средний) с ладонью, развёрнутой от себя, помогают знаком победы. Но в случае если ладонь развернуть к себе, то жест равнозначен выражению А иди ты подальше! Обитатели Европы принимают данный жест, независимо от того, куда обращена ладонь, как символ победы. Исходя из этого, в случае если англичанин сделает оскорбительный жест, то европеец может лишь удивиться, не понимая, на какую победу намекают. И еще. Во многих государствах Европы данный жест равнозначен цифре 2. Вследствие этого вероятна такая обстановка. Недовольный обслуживанием англичанин, хотя выразить свой Бешенство, показывает бармену-европейцу два пальца с развёрнутой ладонью к себе — символ оскорбительный, — а бармен в ответ на данный жест наливает две кружки пива.

При всем разнообразии жестов, их вариативности, они проявляют устойчивость в своем воплощении. Но бывают случаи, в то время, когда темперамент жеста пара изменяется и утрачивает свою национальную окраску. Так, за последние тридцать лет жест прощания (махание кистью руки вперед-назад) заменился движением руки влево-вправо в одной плоскости с ладонью, обращенной к уходящим. Данный жест заимствован с Запада. Но дети, в то время, когда им говорят: Помаши тете ручкой, еще старательно машут так, как махали при прощании с давних времен на Руси.

Поль Сопер в книге Базы искусства речи выделяет еще подражательные жесты. Это — жесты, каковые оживляют описание. К примеру, лектор говорит о выступлении какого-либо политического деятеля, известного ученого, живописца и старается изобразить его. Иначе говоря оратор перевоплощается, как актер, он изменяет и голос и манеры, стремясь наглядно представить образ того, о ком говорит.

Нам думается, при таких условиях направляться сказать не об особенном виде жестов, а об элементах, актерской игры, театрализации лекции.

Высказывания смогут сопровождаться не одним, а несколькими жестами. Возьмем предложение Меня это не касается. При слове меня употребляется указательный жест (ладонь движется к середине груди), это сопровождается также указательным жестом (рука отбрасывается вперед от себя ладонью вверх) не касается — символический жест (покачивание рукой из стороны в сторону).

Жесты, как и слова, бывают весьма экспрессивными, придают речи грубоватый, фамильярный темперамент. Такими жестами, к примеру, считаются: поднятый большой палец, в то время, когда остальные сжаты в кулак, как верховная оценка чего-либо; щелканье пальцем по шее с правой стороны — выпить бы; кручение пальцем около виска, что свидетельствует из ума выжил, разума лишился.

Заканчивая разговор о жестах, выделим, что любой из них в речи должен свидетельствовать о движении мысли и эмоций оратора, являться физическим выражением его творческих усилий.

Неоправданный жест, жест для жеста не украшает обращение, приводит к смеху и унижает идею. Вот из-за чего уже в первых управлениях по красноречию давались рекомендации, как применять жесты. Так, в Теории красноречия А. Галича (1830) сказано: Носа и губ, языка и ушей ни при каких обстоятельствах нельзя употреблять без оскорбления благопристойности, приличие запрещает грудь и брюхо выдвигать, спину кривить, плечами подергивать, . благопристойность запрещает театральные кривлянья.

направляться учитывать, что жестикуляция обусловлена и характером говорящего. Кое-какие люди от природы подвижны, эмоциональны. Естественно, лектор с таким характером не имеет возможности обойтись без жестов. Другому же, хладнокровному, спокойному, сдержанному в проявлении своих эмоций, жесты несвойственны.

Лучшим жестом считается тот, которого не подмечают, который органически сливается со словом и усиливает его действие на слушателей.

Общаясь, мы слушаем не только словесную данные, но и наблюдаем в глаза друг другу, принимаем тембр голоса, интонацию, мимику, жесты. Слова передают нам логическую данные, а жесты, мимика, голос эти сведенья дополняют.

Невербальное общение – общение без помощи слов довольно часто появляется бессознательно. Оно может или дополнять и усиливать словесное общение, или ему противоречить и ослаблять. Не смотря на то, что невербальное общение и есть довольно часто бессознательным процессом, в настоящее время оно достаточно хорошо изучено и с целью достижения нужного результата с успехом может контролироваться.

Невербальное общение – наиболее старая и базовая форма коммуникации. Предки общались между собой при помощи наклона тела, мимики, тембра и интонации голоса, частоты дыхания, взора. Мы и по сей день довольно часто понимаем друг друга без слов[1-3].

Невербальный язык такой мощный и неспециализированный, что довольно часто мы легко понимаем собаку, что она желает. Собака же предугадывает многие наши поступки, к примеру, заблаговременно знает, в то время, когда мы идем с ней гулять, а в то время, когда отправляемся на улицу без нее.

Остается добавить, что если бы у человека (как, но, и животных) отсутствовало невербальное общение, то мы уподобились бы автомобилям без эмоций и чувств, каковые обмениваются информацией несложными печатными словами (к примеру: посредством Интернет) но, к примеру, не рукописным текстом — так как почерк, своего рода, также объект невербального общения.

Абрамов Н. Искусство говорить// Русская обращение. — 1991. — № 4.

Введенская Л.А. Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Современная риторика. Ростов-на-Дону. Издательство Феникс. 1996.

Гольдин В. Е. Сиротинина О. Б. Речевая культура // Русский язык. Энциклопедия. — М. 1998.

Далецкий Ч. Практикум по риторике. — М. 1996.

Пиз А. Язык телодвижений. Как читать мысли других по их жестам. — Нижний Новгород, 1992.