Организационные методы психологии

В наш век высокой конкуренции работодатели пробуют повысить производительность труда всеми доступными методами. Один из них – изучить все особенности психической деятельности и поведения людей в рабочем ходе. Для неспециализированного обозначения комплекса аналогичных мероприятий употребляется понятие организационной психологии.

Не обращая внимания на то, что эта отрасль психологической науки достаточно молода, в ее основе лежат фундаментальные изучения. Возможно выделить такие источники происхождения организационной психологии:

  • изучения о рационализации личного труда в рамках научного менеджмента Ф.У. Тейлора;
  • изучение личных различий дифференциальной психологией;
  • поиск объективных законов, растолковывающих особенности человеческого поведения.

Организационные методы психологии

Предмет организационной психологии – взаимосвязь психологический реакций и изюминок поведения персонала с изюминками организации производственного процесса.

Задачи организационной психологии

В своей работе организационная социальная психология старается решить такие задачи:

Организационные методы психологии

  • проводить прикладные изучения закономерностей производственного процесса и изюминок поведения сотрудников фирм;
  • формулировать конкретные советы на базе взятых сведений;
  • поддерживать тесную взаимосвязь мер, реализуемых на практике, с научными изучениями.

Может показаться, что психология труда и организационная психология очень схожи, но, в действительности, область изучения психологии труда мало шире, потому, что не исчерпывается конкретными производствами, но организационная психология решает более широкий круг вопросов, вплоть до романтических взаимоотношений между сотрудниками.

Организационные способы психологии

К организационным способам психологии относятся различные виды наблюдения, опроса и опытов, и особые способы, специфику которых определяют особенности организации. Принципиально важно понимать, что эти способы должны быть использованы дружно, в совокупности. Посредством наблюдения и опросов организационный психолог может накопить данные, нужные для работы. На их базе возможно выстроить предложения относительно оптимизации труда, эффективность которых возможно проверить экспериментальным методом. А в качестве особых способов смогут выступать, к примеру, разнообразные тренинги.

Организационные методы психологии

Как и каждая отрасль психологической науки, организационная психология сталкивается с рядом трудностей при изучении, планировании и воплощении в жизнь новых решений. Возможно выделить следующие неприятности организационной психологии:

  • нередкие рассогласования между целями конкретного индивида и всего коллектива;
  • разногласия между стабильным функционированием организации и необходимостью постоянного развития;
  • организационный психолог довольно часто сталкивается с настороженным отношением со стороны коллектива, исходя из этого результаты изучения не всегда оказываются точными;
  • важность корректного сотрудничества и с работниками и с руководством;
  • далеко не всегда начальники смогут трезво оценить обстановку и необходимость определенных трансформаций, предлагаемых психологом, довольно часто стараются обойтись без новшеств и избежать дополнительных затрат;
  • сложность выделения закономерностей между психологическими реакциями и конкретными поведенческими проявлениями в рамках сотрудничества в организации и т.д.

Организационные методы психологии

Не обращая внимания на перечисленные трудности, привлечение психолога к работе организации благоприятно отражается на производительности труда, есть хорошим методом диагностики проблемных территорий и налаживания взаимоотношений в коллектива.