Проблема компьютерной зависимости

В базе формирования патологического пристрастия к компьютеру лежит нарушение психических механизмов восприятия мира.

Проблема компьютерной зависимости

Основной группой риска для развития компьютерной зависимости являются дети в возрасте от 10 до 18 лет. Этому содействуют широкое распространение домашних компьютеров, легкость подключения к интернету, компьютеризация школьных программ обучения, много игровых компьютерных клубов. В группу риска значительно чаще попадают мальчики, поскольку у них от природы больше, чем у девочек, развиты конкурентность, соревновательные мотивы, рвение к первенству.

Компьютерная зависимость может появиться и в более раннем возрасте. В младшем школьном возрасте в силу возрастных изюминок психика ребенка характеризуется нестабильностью. В этом возрасте происходит смена основного вида деятельности: игра сменяется учебой. Нестабильность психики ребенка есть одним из оснований происхождения разных видов зависимостей, и не только компьютерных. Помимо этого, детская психика наиболее подвержена привыканию при систематическом действии на нее.

Проблема компьютерной зависимости

Под влиянием компьютерных игр обычно у ребенка кроме того в раннем возрасте может сформироваться аддиктивное поведение, которое характеризуется рвением уйти от действительности при помощи трансформации своего психического состояния. Происходит процесс, на протяжении которого ребенок не только не решает ответственных для себя неприятностей, но и останавливается в своём личностном развитии. Увлекаясь компьютером, ребенок значительно меньше интересуется обычными игрушками и неизменно пытается к виртуальным играм.

Наиболее занимательными и страшными для детей являются ролевые компьютерные игры, как раз они способны сформировать устойчивую психологическую зависимость, привести к дезадаптации и нарушениям в сфере психических состояний.

Большая часть ролевых компьютерных игр вычислено на подростковый возраст. Они написаны людьми старшего поколения, не учитывая возрастных психологических изюминок. Подобные игры смогут очень сильно воздействовать на формирование личности в период активной социализации и усвоения социальных ролей. Ребенок видит мир глазами компьютерного героя. Реалистичные компьютерная графика, звуковые эффекты способны на время игры всецело заменить действительность. Через какое-то время ребенок теряет связь с настоящей жизнью и переносит себя в виртуальный мир, где он получает острые, сильные впечатления. Пройти игру для него делается, чуть ли не смыслом жизни.

Еще более усиливает подростковую компьютерную зависимость игра в глобальной сети, где ребёнок играется уже с живыми людьми, которых он не идентифицирует за образами персонажей игры. В сети игрок придумывает своего персонажа, т.е. самого себя, выдавая партнерам по игре себя придуманного за себя настоящего.

Играющий действует уже правильно, придуманным им самим. Осознание бесконечности сетевого пространства, безнаказанности и громадного количества участников подталкивает ребёнка создавать личные правила поведения, принимать решения, каковые не имеют отношения к настоящей жизни.

В большей степени к компьютерной зависимости склонны дети, имеющие конфликтные домашние либо школьные отношения, не приверженные никаким важным увлечениям. Они находят в виртуальном мире отдушину и считают свое нахождение в сети либо удачи в компьютерной игре самоутверждением.

Проблема компьютерной зависимости

Участие в виртуальном мире разрешает детям отвлечься от психологических неприятностей в реальности. Но это происходит только на протяжении нахождения в виртуальном пространстве. Для для того чтобы ребенка настоящий мир неинтересен и полон опасностей. Благодаря этого ребёнок пробует жить в другом мире виртуальном, где все быть может, все разрешено, где он сам устанавливает правила игры.

Чем привлекателен для ребенка компьютерный мир?

  • наличие собственного мира, в который нет доступа никому, не считая него самого;
  • отсутствие ответственности. Анонимность и невозможность проверки предоставленной о себе информации в интернете, возможность соединения в виртуальном образе настоящих, желаемых и полностью вымышленных качеств.
  • реалистичность процессов и полное абстрагирование от окружающего мира;
  • возможность исправить любую ошибку методом многократных попыток;
  • возможность самостоятельно принимать каждые решения в рамках игры, вне зависимости от последствий.

Симптомы компьютерной зависимости

Существуют показатели, каковые окажут помощь родителям диагностировать компьютерную зависимость ребенка:

  • утрата контроля над временем, проведенным за компьютером,
  • потеря интереса к социальной жизни и внешнему виду,
  • оправдание собственного поведения и пристрастия,
  • серьёзным симптомом компьютерной зависимости являются смешанное чувство эйфории и вины на протяжении игры за компьютером, и раздраженное, агрессивное либо замкнутое поведение, в случае если не известно почему продолжительность нахождения за компьютером значительно уменьшается,
  • ночные кошмары, приступы страха, тревоги, навязчивые состояния.

Последствия

Наиболее выражено негативное влияние компьютерной зависимости на социальные качества ребёнка: дружелюбие, открытость, желание общения, чувство сострадания. При выраженной компьютерной зависимости ребенок социально дезадаптирован. На фоне социальной дезадаптации и углубления в мир виртуальной реальности смогут появиться повышенная агрессивность и асоциальное поведение.

Проблема компьютерной зависимости

Что показывают компьютерные игры детям? Принуждение, безнаказанность, вседозволенность. Дети теряют чувство действительности и начинают транслировать сюжеты и действия игр на настоящую жизнь.

В подростковом возрасте формируются ценностные ориентации: понятия добра и зла, милосердия и жестокости, дружбы и предательства, любви и неприязни. Под влиянием компьютерных игр действительность искажается как в кривом зеркале. У ребенка появляется эмоциональная холодность, замкнутость, не свойство к сопереживанию, психологический инфантилизм не умение брать на себя ответственность, контролировать свои поступки. Адекватная личность формируется лишь в живом общении с другими людьми.

Последствия компьютерной зависимости для физического здоровья:

  • нарушения функций глаз (ухудшение зрения, синдром сухого глаза)
  • опорно-двигательного аппарата (искривление позвоночника, нарушения осанки)
  • пищеварительной системы (нарушение питания, гастрит, хронические запоры, геморрой)
  • общее истощение организма хроническая усталость благодаря недостатка сна и отдыха. Наряду с этим эйфория и возбужденность, вызванные играми либо нахождением в Интернете, смогут маскировать усталость, что делается обстоятельством еще большего утомления организма.

Проблема компьютерной зависимости

Профилактика

В наш век компьютерных технологий стал вопрос грамотной организации процесса обращения ребенка с компьютером и минимизации его отрицательного влияния на психическое здоровье ребёнка.

Проблема компьютерной зависимости

В большинстве случаев, компьютерная зависимость приводит к осуждению со стороны окружающих, что еще более углубляет конфликт с ребенком, и как следствие усиливает пристрастие к проведению времени за компьютером.

Воспитывать ребенка необходимо так, дабы он понимал, что компьютер это только часть нашей жизни, а не альтернативный мир.

Лучшая профилактика компьютерной зависимости это вовлечение ребенка в процессы, не связанные с компьютерной деятельностью, дабы игры не стали заменой действительности. Продемонстрировать ему, что существует масса увлекательных и нужных занятий кроме компьютера, к примеру спорт, творчество.

Имеется еще один путь созидательное творчество в области IT (курсы программирования, компьютерной графики). Применение увлечения ребенка с целью его обучения и развития.

Как оказать помощь ребенку, у которого уже сформировалась компьютерная зависимость?

Родителям нужно воображать, сколько времени проводит ребенок у компьютера, чем он пренебрегает, каково его физическое и эмоциональное состояние.

Когда делается ясным, что существует чрезмерное увлечение компьютером, то родителям и ребенку нужно совместно обсудить границы. Возможно согласовать предельно допустимое время применения компьютера. Возможно предложить, дабы ребенок ставил таймер для напоминания, в то время, когда необходимо остановиться. Эргономичная форма для дискуссии данной неприятности домашний совет.

В случае если эта мера оказалась недостаточной, то советую обратиться к психологу. Психотерапия с этими детьми в большинстве случаев складывается из трех этапов:

  1. личное обучение контролю над жаждой включить компьютер и погрузиться в виртуальный мир;
  2. коррекция домашних взаимоотношений;
  3. создание личной программы по нормализации учебы и восстановлению социальных связей со сверстниками.

Детский психолог, психотерапевт
Шутова Наталья Владимировна