Сказкотерапия примеры сказок

Психолог по домашним вопросам, эксперт по эриксоновскому обмороку и эриксоновской терапии, НЛП -тренер, арт-терапевт — Логинова Ольга Иосифовна

Контактный телефон: 8(916) 555-98-10 E-mail: г. Москва

Статьи по психологии
Логинова О.И.

Сказкотерапия в работе с детьми и взрослыми

В статье дается литературный обзор по теме Сказкотерапия с позиций отечественных и зарубежных психотерапевтов и психологов. Рассматриваются понятия сказкотерапии, жанры и функции сказок, типологии сказок, основные способы сказкотерапии. Данная статья предназначена для психологов, студентов психологических факультетов, воспитателей и всем кому занимательна тема сказкотерапия.

Глава 1. Сказкотерапия как способ психологической работы с детьми и взрослыми

Сказкотерапия – это способ. применяющий форму для интеграции личности, развития творческих свойств, расширения сознания, совершенствования сотрудничества с окружающим миром. К сказкам обращались в своем творчестве узнаваемые и зарубежные и отечественные психологи: Э.Фромм, Э.Берн, Э.Гарднер, Вачков И.В. М. Осорина, Е.Лисина, Т. Зинкевич-Евстигнеева и другие [6].

Сказкотерапия — свидетельствует лечение сказкой. Как пишет Вачков И.В. [1], сказку применяют и доктора, и психологи, и педагоги, и любой эксперт находит в сказке тот ресурс, который оказывает помощь ему решать его опытные задачи.

Своевременно поведанная сказка для ребенка значит столько же, сколько психологическая консультация для взрослого. Отличие лишь в том, что от ребенка не требуют вслух делать выводы и анализировать, что с ним происходит: работа идет на внутреннем, подсознательном уровне [10].

В понимании Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, сказкотерапия – это не просто направление психотерапии, а синтез многих достижений психологии, педагогики, психотерапии и философии различных культур [7].

Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева пишет: На семинарах по сказкотерапии нам довольно часто задают вопросы о том, как работать с конкретными проблемами: страхами, энурезом, тиками, агрессивностью и т.д. Довольно часто мы отвечаем ветхой психологической поговоркой: Не покупайтесь на симптом, работайте с обстоятельством.

Ткач Р.М. [9] в своей книге Сказкотерапия детских неприятностей структурирует сказки по раздельно взятым детским проблемам:

1.Сказки для детей, каковые испытывают страхи темноты, ужас пред медицинским кабинетом и другие страхи.
2. Сказки для гиперактивных детей.
3. Сказки для агрессивных детей.
4.Сказки для детей, страдающие расстройством поведения с физическими проявлениями: неприятности с едой; неприятности с мочевым пузырем и т.д.
5. Сказки для детей, каковые столкнулись с проблемами домашних взаимоотношений. В случае развода своих родителей. В случае появления нового члена семьи. В то время, когда дети уверены в том, что в другой семье им будет лучше.
6. Сказки для детей в случае утрат значимых людей либо любимых животных.

1.1. Жанры, применяемые в сказкотерапии

Сказкотерапия примеры сказок

По определению Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, в сказкотерапии употребляются разнообразные жанры: притчи. басни, легенды, былины, саги, мифы, сказки. анекдоты. Находят использование и современные жанры: детективы, амурные романы, фэнтэзи и пр. Всем клиентам подбирается соответствующий его интересам жанр.

Как пишет Вачков И.В. [1], главным средством психологического действия в сказкотерапии есть метафора. как база любой сказки. Как раз точность подобранной метафоры определяют эффективность сказкотерапевтических приемов в работе как с детьми так и со взрослыми.

Остановимся на нескольких приемах, каковые отлично зарекомендовали в психологическом консультировании. Это работа с притчей и работа со сказкой. Для нас принципиально важно распознать функции притч и сказок.

1.1.1. Функция притч

Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева утверждает: В большинстве случаев, как раз притча есть носителем глубинной жизненной философии. Жизненный урок в притчах не завуалирован, а прямо сформулирован. В большинстве случаев одна притча посвящена одному уроку. Притчу возможно применять в работе, как с взрослыми, так и с детьми.

При домашнем и личном консультировании кроме этого достаточно довольно часто употребляются истории, притчи, афоризмы. метафоры, метафорические карты. сказки и анекдоты.

Сказкотерапия примеры сказок

Согласно точки зрения Н. Пезешкиана [12]: Истории смогут оказывать самое разное действие на человека. Они имеют воспитательное и терапевтическое значение. Суть каждой истории человек принимает по-своему, в зависимости от своего образа мыслей.

В случае если истории и притчи при психологическом консультировании подобраны верно, то они разрешают выбрать определенную расстояние, дабы по-иному посмотреть на личные конфликты и отыскать методы разрешить конфликты.

Истории предлагают разные варианты действий.

По окончании знакомства с семьей и выявлением ее проблем психолог выбирает в качестве темы для дискуссии обстановку, историю, миф, притчу, каковые бы отражали домашние неприятности.

Одна из серьёзных функций истории – это хранение опыта, другими словами по окончании окончания психотерапевтической работы она продолжает оказывать свое воздействие на клиента совершает его более независимым от терапевта.

1.1.2. Функции сказок

Выделяют пара основных функциональных изюминок сказок [6].

1. Тексты сказок приводят к эмоциональному резонансу как у детей, так и у взрослых. Образы сказок обращаются в один момент к двум психическим уровням: к уровню сознания и подсознания.

2. Концепция сказкотерапии основана на идее ценности метафоры как носителя информации:

· о крайне важных явлениях;

· о жизненных ценностях;

· о постановке целей;

· о внутреннем мире автора (в случае авторской сказки).

3. В сказке в символической форме содержится информация о том:

· как устроен данный мир, кто его создал;

· что происходит с человеком в различные периоды его жизни;

· какие конкретно этапы в ходе самореализации проходит дама;

· какие конкретно этапы в ходе самореализации проходит мужчина;

· какие конкретно трудности препятствия возможно встретить в жизни и как с ними справляться;

· как покупать и ценить дружбу и любовь;

· какими ценностями руководствоваться в жизни;

· как строить отношения с родителями и детьми;

Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева выделяет шесть видов сказок [5]: художественные, народные, авторские народные, дидактические, психокоррекционные и психотерапевтические сказки .

К ним относятся сказки, созданные многовековой мудростью народа, и авторские истории. И менно такие истории и принято именовать сказками, мифами, притчами. В художественных сказках имеется дидактический, психокоррекционный, и психотерапевтический аспекты. Изначально х удожественные сказки создавались вовсе не для психологического консультирования, но в настоящее время удачно употребляются многими психотерапевтами в психологическом консультировании.

Наиболее древние народные сказки в литературоведении называются мифами. Старейшая база мифов и сказок — единство человека и природы. Старому сознанию было характерно находить персоналии человеческим эмоциям и отношениям: любви, горю, страданию и пр. Это явление мы кроме этого используем в психолого-педагогической практике сейчас.

Со своей стороны пара слов нужно раздельно сказать о сюжетах сказок.

Сюжеты народных сказок многообразны. Среди них возможно выделить следующие виды.

Сказки о животных, взаимоотношениях людей и животных. Дети до пяти лет идентифицируют себя с животными, стараются быть похожими на них. Исходя из этого сказки о животных оптимальнее передадут мелким детям жизненный опыт.

Бытовые сказки. В них довольно часто рассказывается о превратностях супружеской жизни, продемонстрированы методы разрешения конфликтных обстановок. Они формируют позицию здравого смысла и здорового эмоции юмора по отношению к невзгодам, говорят о мелких домашних хитростях. Исходя из этого бытовые сказки незаменимы в домашнем консультировании и при работе с детьми, направленной на формирование образа домашних взаимоотношений. К примеру, одна из русских народных сказок Кто заговорит первый?

Сказки о преобразовании, трансформации. Примером таковой сказки может служить сказка Г.Х. Андерсана Гадкий утенок. Работа с данной сказкой подойдет с людьми, у которых по определенным обстоятельствам низкая самооценка. Эта же сказка подойдет и для работы с семьями, у кого имеется приемный ребенок.

Ужасные сказки. Сказки про нечистую силу: колдуний, упырей, вурдалаков и других. В современной детской субкультуре различают кроме этого и сказки-страшилки. По-видимому, тут мы имеем дело с опытом детской самотерапии: многократно моделируя и живя тревожную обстановку в сказке, дети освобождаются от напряжения и покупают новые методы реагирования.

Для увеличения стрессоустойчивости и отыгрывания напряжения полезно применять рассказывание страшилок в группе детей (старше 7 лет) и подростков. Наряду с этим в большинстве случаев вводятся два правила: говорить историю необходимо ужасным голосом, протягивая гласные, растягивая интонацию; конец страшилки должен быть в обязательном порядке неожиданным и забавным.

Чудесные сказки. Наиболее увлекательные сказки для тех, кому 6–7 лет. Благодаря чудесным сказкам в бессознательное человека поступает концентрат жизненной мудрости и информации о духовном развитии человека [5].

Работа со сказками начинается с ее анализа, дискуссии. В то время, когда сказочные смыслы будут проработаны и связаны с настоящими жизненными обстановками, возможно применять и другие формы работы со сказками: изготовление кукол, драматизацию, рисование, песочную терапию.

3.Авторские художественные сказки

Дабы оказать помощь больному понять свои внутренние переживания, нужно выбрать для работы с ним авторскую сказку, не обращая внимания на много личностных проекцией. Сказка Л.Пантелеева Две лягушки подойдет для работы с детьми и взрослыми. Эта сказка весьма терапевтична при работе с целью, либо в то время, когда человек теряет последнюю надежду, не желает жить либо теряет последние силы. Бороться за свою жизнь, свое здоровье, свои цели нужно до последнего, т.к. у каждого из нас неизменно имеется тот единственный шанс, внутренние ресурсы, каковые оказывают помощь совладать с любыми трудностями, стоящими на жизненном пути человека.

Сказкотерапия примеры сказок

В форме дидактических сказок подаются учебные задания.
На сказкотерапевтических занятиях парни обучаются переписывать заданные на дом математические примеры в виде дидактических сказок. В этих историях решение примера — это прохождение опробования, ряд решенных примеров приводит героя к успеху.

Ткач Р.М. [9] считает, чтобы сказка либо история получила силу и помогла, нужно придерживаться определенных правил ее создания:

1. Сказка должна быть в чем-то аналогичной проблеме ребенка, но ни за что не иметь с ней прямого сходства.

2. Сказка обязана предлагать замещающий опыт, применяя который ребенок может сделать новый выбор при решении своей неприятности. Или в этом должен оказать помощь психолог.

3. Сказочный сюжет должен разворачиваться в определенной последовательности:

Начало сказки, встреча с ее героями.

Для детей 3-4 лет советуют делать главными героями сказок игрушки, мелких человечков и животных.

Начиная с 5 лет – фей, волшебников, принцесс, принцев, солдат и пр.

Приблизительно с 5-6 лет ребенок предпочитает чудесные сказки.

В подростковом возрасте смогут быть увлекательны сказки-притчи и бытовые сказки.

И внезапно в один раз…

Герой сталкивается с какой-то проблемой, конфликтом, совпадающей с проблемой ребенка.

Продемонстрировано в чем состоит решение проблемы, и как это делают герои сказки.

Герои сказки справляются с трудностями.

Развязка терапевтической сказки должна быть позитивной.

Герои сказки извлекают уроки из своих действий. Их жизнь радикально изменяется.

Согласно точки зрения Зинкевич-Евстигнеевой Т. Д. [5] психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Под коррекцией тут понимается замещение неэффективного стиля поведения на более продуктивный, и объяснение ребенку смысла происходящего.
Нужно заявить, что использование психокоррекционных сказок ограничено по возрасту (приблизительно до 11–13 лет) и проблематике.

Для психокоррекционной сказки психологу возможно применять следующий алгоритм.

1. Прежде всего подобрать героя, близкого ребенку по полу, возрасту, характеру.
2. Позже обрисовать жизнь героя в сказочной стране так, дабы ребенок отыскал сходство со своей жизнью.
3.Потом поместить героя в проблемную обстановку, похожую на настоящую обстановку ребенка, и приписать герою все переживания ребенка.
4. Поиск героем сказки выхода из создавшегося положения. Для этого нужно затевать усугублять обстановку, приводить ее к логическому концу, что кроме этого подталкивает героя к трансформациям. Герой может встречать существ, оказавшихся в таком же положении, и наблюдать, как они выходят из ситуации; он встречает фигуру психотерапевта — умного наставника, растолковывающего ему суть происходящего и т.д. Задача терапевта — через сказочные события продемонстрировать герою обстановку с различных сторон, предложить ему альтернативные модели поведения, оказать помощь отыскать позитивный суть в происходящем.
5. Осознание героем сказки своего неправильного поведения и становление на путь трансформаций.

Зарубежные психологи довольно часто именуют психокоррекционные сказки психотерапевтическими историями.

Психокоррекционную сказку возможно ребенку, не обсуждая. Так, мы дадим ему возможность побыть наедине с самим собой и поразмыслить. В случае если ребенок захочет, то возможно обсудить с ним сказку, проиграть ее посредством кукол, картинок, песочницы и миниатюрных фигурок.

Сказки, раскрывающие глубинный суть происходящих событий. Истории, помогающие заметить происходящее иначе. Такие сказки не всегда однозначны, не всегда имеют традиционно радостный конец, но неизменно глубоки и проникновенны. Психотерапевтические сказки довольно часто оставляют человека с вопросом. Это, со своей стороны, стимулирует процесс личностного роста. Многие психотерапевтические сказки посвящены проблемам жизни и смерти, отношению к утратам и приобретениям, любви и пути. Эти сказки оказывают помощь там, где другие психологические техники бессильны; там, где нам необходимо перейти в область философии событий и взаимоотношений.

В сказкотерапии в зависимости от решаемых неприятностей возможно применять как русские народные сказки, так и сказки русских и зарубежных авторов, где главным персонажем есть женщина либо дама. К примеру, русские народные сказки Морозко . Крошечка-Хаврошечка . Сестрица Аленушка и братец Иванушка. Снегурочка. сказка С.Т. Аксакова Аленький цветочек. сказки зарубежных авторов Золушка и Спящая красавица Ш. Перро, Госпожа Метелица братьев Гримм и другие [3].
Имеется мужские сказки (Царевна-лягушка, где не смотря на то, что и просматривается женский путь, но главным героем есть мужчина). В работе с особенными детьми подойдет авторская сказка Серая шейка Мамин-Сибиряк Д.Н.

Согласно точки зрения французского психиатра, доктора медицины и психологии Жана Годэна сказки Ш.Перро возможно применять при конкретных проблемных обстановках. Так, к примеру, сказку Спящая красавица возможно использовать при работе с детьми, переживающих кризис, а сказку Ослиная шкура при проблеме инцеста, Мальчик с пальчик — с кинутыми детьми.

К детским сказкам условно возможно отнести:
Красную Шапочку Ш.Перро, и русские народные сказки Гуси-лебеди , Волк и семеро козлят . Баба Яга и ряд других сказок русских и зарубежных авторов.

1.3. Особенности сказкотерапии с детьми

Согласно точки зрения ряда авторов: Савченко С.Ф. Ивановской О.Г. Барабохиной В. А. и др.[7], в ходе сказкотерапевтической работы психолог делает упор на приобретение ребенком нужных знаний, связанных с его проблемой (к примеру, с трансформацией в составе его семьи). Наряду с этим ответственным моментом есть само общение между взрослым и ребенком. Вследствие этого одним из основных условий действенной работы делается эмоциональное отношение взрослого к содержанию своего рассказа.

От психолога требуется исполнение следующих условий:

· При чтении либо рассказывании должны передаваться настоящие эмоции и эмоции;

· На протяжении чтения либо рассказывания направляться расположиться перед ребенком так, дабы он имел возможность видеть лицо психолога и следить за жестами, мимикой, выражением его глаз, обмениваться с ним взорами;

· Запрещено допускать затянувшихся пауз.

Для личной либо групповой работы возможно предложена каждая сказка, ее нужно прочесть вслух [6]. Сказочная обстановка, которая задается ребенку, обязана отвечать определенным требованиям:

· Обстановка не должна иметь верного готового ответа (принцип открытости);

· Обстановка обязана содержать актуальную для ребенка проблему, зашифрованную в образном ряде сказки;

· Ситуации и вопрос должны быть выстроены и сформулированы так, дабы побудить ребенка самостоятельно строить и прослеживать причинно-следственные связи.

Но, как пишет Чех Е.В. [10], сказки должны доходить ребенку по возрасту.

В два года ребенок может удерживать в памяти простые действия сказочных персонажей, появляется интерес к сказке. Нужно, дабы сказки были простые и сюжетные. К примеру, сказки Теремок , Колобок , Репка .

Свойство четко отделять сказочную реальность от действительности появляется к 3,5-4 годам.

Глава 2. Сказкотерапевтические способы

2.1. Основные способы сказкотерапии

Согласно точки зрения Чех Е.В. [10] возможно выделить пара вариантов работы со сказкой.

Р исование сказки.

Ткач Р.М. обрисовывает возможности психотерапевтического применения сказки по способу символдрамы [9].

2.1.1. Способ Рассказывание и сочинение сказки

Любое рассказывание сказки уже терапевтично само по себе. Лучше сказку как раз говорить, а не читать, т.к. наряду с этим терапевт может замечать, что происходит в ходе консультирования с клиентом [10].

Терапевт и ребенок смогут придумывать сказку совместно, в один момент драматизируя ее всю или отдельные элементы. Ребенок может придумывать сказку самостоятельно.

Независимое придумывание продолжения сказки и ее рассказывание ребенком разрешает распознать его спонтанные эмоциональные проявления, каковые в большинстве случаев не отмечаются в поведении ребенка, но одновременно с этим действуют в нем.

В соответствии с Л. Дюсс (Цитат. по [7]), в случае если ребенок прерывает рассказ и предлагает неожиданное окончание, отвечает торопливо, понизив голос, с показателем волнения на лице (покраснение, бледность, потливость, маленькие тики); выясняется отвечать на вопросы, у него появляется настойчивое желание опередить события либо начать сказку сперва – все это направляться разглядывать как показатели патологической реакции на тест и, соответственно невротического состояния.

2.1.2. Способ Рисование сказки

Нужно затем сказку нарисовать, слепить либо представить в виде аппликации. Рисуя либо работая с цветным картоном, пластилином, клиент воплощает все, что его тревожит, эмоции и мысли. Тем самым освобождаясь от тревоги либо другого эмоции, которое тревожило.

Уровень качества изображения не имеет значения. При сильных эмоциях вероятно появление в картинках ребенка либо взрослого всяческих чудищ, огня либо чёрных красок. Новый рисунок на тему той же сказки возможно уже спокойнее, краски будут уже более яркие.

Для рисования лучше взять карандаши (нужно гуашь, в случае если рисуете что-то конкретное, акварель, в случае если приходится рисовать свои ощущения, эмоции).

Как считает Чех Е.В. полностью все, что нас окружает, возможно обрисовано языком сказки.

2.1.3. Способ Изготовление кукол

Стоит остановиться на одном из основных способов сказкотерапии: изготовление кукол. В сказкотерапии серьёзен сам процесс изготовления куклы.

Согласно точки зрения Гребенщиковой Л.Г. [2], любое изготовление куклы – это своего рода медитация, т.к. в ходе шитья куклы происходит изменение личности. Наряду с этим у детей начинается небольшая моторика рук, воображение, свойство к концентрации. В ходе изготовления куклы происходит включение у клиентов механизмов проекции, идентификации либо замещения, что и разрешает добиться определенных результатов.

С позиции психоаналитической теории, куклы выполняют роль тех объектов, на каковые смещается инстинктивная энергия человека.

С позиций З.Фрейда (цитат. по [2]), все поведение людей направлено на уменьшение бессознательного напряжения.

Изготовление куклы приверженцы юнгианского подхода связывают с реализацией самоисцеляющих возможностей психики.

Изготовление куклы, манипулирование ею ведет к осознанию неприятности, размышлению над ней и поиску решения.

Манипулирование куклами разрешает снять нервное напряжение.

Как считают ряд психологов [7], при применении кукол либо игрушек все манипуляции с ними должны быть отработаны заблаговременно:

· звуки речи направляться направлять конкретно ребенку;

· дикция должна быть четкой с достаточной силой голоса;

· нужно адаптировать голос и обращение к внутренней характеристике персонажа;

· все движения психолога должны соответствовать содержанию произносимых реплик, их интонации.

Неприятности, каковые возможно решить посредством применения кукол

Согласно точки зрения Гребенщиковой посредством применения кукол возможно решить следующие задачи (Цитат. по [2]).

Сказкотерапия примеры сказок

1. Проведение психодиагностики.

2. Достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции.

3. Приобретение серьёзных социальных навыков, опыта социального сотрудничества.

4. Развитие коммуникативных навыков.

5. Развитие самосознания.

6. Развитие неотёсанной и небольшой моторики.

7. Разрешение внутренних распрей.

8. Профилактика и коррекция страхов.

9. Развитие речи.

10. Поиск внутренних механизмов сопротивления болезни.

Сказкотерапия примеры сказок

11. Коррекция взаимоотношений в семье.

12. Становление психосоциальной идентичности мальчиков и девочек.

2.1.4. Способ применения карт Мастер сказок

В работе употребляются архетипические карты, созданные на основании концепции Универсальных Архетипов. Автором архетипических карт Мастера сказок есть Зинкевич-Евстегнеева Т.Д.[11].

Всего употребляется 50 сюжетов сказок на основании 10 архетипов:

· Хорошее сердце — холодное сердце

В колоде употребляется 50 цветных карт, любая из которых имеет свое наименование. В инструкции по применению этих карт дается общее значение карты, вопросы для размышления, задания для взрослых и детей.

2.1.5. Способ Сказкотерапевтическая диагностика

Применение кукол в ходе консультирования разрешает провести психодиагностику детей.

Посредством определенных сказок и кукол возможно проводить диагностику тех либо иных неприятностей ребенка.

Для первого знакомства В.С. Мухина рекомендует классическую красивую куклу (с громадными глазами, долгими ресницами, густыми блестящими волосами) (Цитат. по [2]).

Х. Дж. Джинотт (Цитат. по [2]) рекомендует для диагностики домашних взаимоотношений применение гибких резиновых кукол, потому, что статичное кукольное семейство фрустрирует малыша.

Для диагностики глубинных неприятностей у старших детей и подростков рекомендуется изготавливать куклу. Для этого возможно применять куклу из фольги, размером 30 на 30 см. (Цитат. по [2]).

Диагностическая беседа с ребенком может проводиться как в присутствии, так и в отсутствии родителя [7].

Диагностический эффект в ходе рассказывания сказки достигается благодаря тому, что:

· Образный мир сказок разрешает ребенку идентифицировать себя с персонажем сказки. Дети в большей степени склонны идентифицировать себя с животными, нежели с людьми. Это предположение в первый раз стало вероятным благодаря истории мелкого Ганса, обрисованной З.Фрейдом в Анализе фобии пятилетнего мальчика;

· Ребенок объединяет свои мысли и переживания с мыслями и переживаниями персонажа говоримой сказки и говорит о них;

· Предлагаемые ребенком ответы на вопросы взрослого разрешают сделать заключение об актуальном эмоциональном состоянии ребенка и его фантазиях по поводу предстоящего развития ситуации.

Сказкотерапия являясь эклетическим направлением практической психологии, дает эксперту громадную свободу для творчества, разрешает гармонично интегрировать и использовать техники других направлений психологии: психодрамы, гештальт-терапии. арт-терапии. Одним из увлекательнейших синтезов сказкотерапии есть сказочная песочная терапия. Способ сказочной песочной терапии как один из вариантов сказкотерапии разрешает действенно решать как психологического развития личности, так и коррекции отдельных поведенческих реакций, может использован не только психологами, но и педагогами и воспитателями в образовательных целях. Песочная терапия возможно использована в работе дефектологов, социальных работников. Сказочная песочная терапия есть универсальным методом психологической работы с клиентами различных возрастных групп.

Как пишет Сакович Н.А. [8], в подносе с мокрым либо сухим песком клиент располагает миниатюрные объекты и формирует картины. Через контакт с песком и миниатюрами он облекает в физическую форму свои самые глубинные сознательные и бессознательные мысли и эмоции. Песочная терапия, опирающая на активное воображение и творческую символическую игру, есть практическим, основанным на личном опыте клиента способом, который может выстроить мост между бессознательным и сознательным, между рациональным и эмоциональным, между духовным и физическим, между невербальным и вербальным.

Технологии песочной терапии многофункциональны. Они разрешают психологу в один момент решать задачи диагностики, коррекции, развития и терапии. Клиент решает задачи самоосознавания, самовыражения, самоактуализации, снятия напряжения и др.

2.1.7. Способ Кататимный подход в сказку

Я.Обухов (цитат. по [9]) создал методику Кататимного подхода в сказку, сочетающую в себе элементы сказкотерапии и символдрамы. Структура занятия складывается из четырех фаз:

Фаза предварительной беседы (15-20 мин.). На этом этапе ребенку предлагается поведать о своей любимой сказке. Психолог расспрашивает ребенка, в то время, когда он эту сказку в первый раз услышал. От кого он ее услышал, как и где это происходило. Какие конкретно моменты сказки особенно тревожили. Как ребенок относился к персонажам сказки.

Фаза релаксации (1-5 мин.). Ребенка просят не обращать внимания и расслабиться. Для чего проводится упражнение на релаксацию.

Фаза представления образа (в среднем около 20 мин.). Ребенку предлагается представить себя в сказке, о которой он говорил на протяжении предварительной беседы.

Фаза дискуссии (5-10 мин.). Проводится обсуждение сказки и дается домашнее задание нарисовать представленное в образе. Рисунок обсуждается на следующей сессии.

Но при применении данной методики имеются следующие противопоказания [9]:

1. Острые либо хронические психозы либо родные к психозу состояния;

2. Церебрально-органические синдромы в серьёзной форме;

3. Недостаточное интеллектуальное развитие с IQ ниже 85;

4. Недостаточная мотивация.

Так, для изучения вопроса применения терапевтической сказки в психологическом консультировании мы опирались на работы сказкотерапевтов Вачкова И.В. Зинкевич-Евстигнеевой Т. Д. Ефимкина Р. П. Сакович Н.А. Ткач Р.М. и др угих авторов.

Обрисованы основные способы сказкотерапии.

В заключении возможно заявить, что эксперт — сказкотерапевт должен быть хорошо подготовлен, дабы мочь писать различные виды психологических и педагогических сказок, мочь писать метафоры под проблему клиента, владеть мастерством интерпретации сказочных песочных картин, работать с разными видов кукол, присоединяться к клиенту и следованию за ним.

1. Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. – М. Ось- 89, 2007. -144 с.

2. Гребенщикова Л.Г. Базы куклотерапии. Галерея кукол. – СПб. Обращение, 2007. — 80 с.

3. Ефимкина Р. П. Пробуждение Спящей красавицы. Психологическая инициация дамы в чудесных сказках. Монография. — СПб. Обращение, 2006. — 263 с.

4. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Формы и способы работы со сказками. — СПб. Обращение, 2008. – 240 с.

5. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Базы сказкотерапии.

6. Киселева М.Б. Арт-терапия в работе с детьми: Управление для детских психологов, педагогов, докторов и экспертов, работающих с детьми. — СПб. Обращение, 2006. – 160 с.

7. Притчи, сказки, метафоры в развитии ребенка. — СПб. Обращение, 2007. – 296 с.

8. Сакович Н.А. Технологии игры в песок. Игры на мосту. СПб. Обращение, 2008. — 176 с.

9. Ткач Р.М. Сказкотерапия детских неприятностей. СПб. Обращение; М. Сфера, 2008. — 118 с.

10. Чех Е.В. Я сейчас злюсь. Поведай мне сказку. – СПб. Обращение; М. Сфера, 2009. – 144 с.

11. Зинкевич-Евстегнеева Т.Д. Мастер сказок. 50 сюжетов в помощь размышления о жизни, людях и себе для взрослых и детей старше 7 лет. — СПб. Обращение. 2012. — 220 с.

12. Пезешкиан Н. Торговец и попугай: восточные истории и психотерапия. – М. Университет позитивной психотерапии, 2006. – 160 с.