Сравнительный метод в психологии

Сущность этого способа относительно несложна: сопоставление отдельных социальных явлений и процессов с целью обнаружения их сходства и различий. На базе распознанного сходства делается предположительный либо достаточно обоснованный вывод, к примеру о их социальной однородности, более либо менее аналогичном содержании, общей направленности их развития и т.д. В этом случае узнаваемые информацию об одном из сравниваемых явлений либо процессов смогут быть использованы для изучения других. Распознанные же в ходе сравнительного анализа различия исследуемых явлений и процессов показывают на их специфику и, быть может, уникальность некоторых из них.

Из сказанного направляться, что способ сравнительного анализа в значительной мере основан на таком общенаучном способе, как аналогия. Вместе с тем в сравнительном анализе публичных явлений употребляются и такие общенаучные способы мышления и познания, как анализ и синтез, моделирование, индукция, дедукция и др.

Этим способам соответствует и система категорий, т.е. наиболее неспециализированных понятий, в рамках которых совершаются мыслительные процедуры сравнительного анализа: сравнение, сходство, различие, объект сравнения, субъект, осуществляющий сравнительный анализ (с его взорами, идеологическими установками и ценностными ориентациями), угол видения сравниваемых явлений, целое, часть, сегментация (деление целого на отдельные сегменты с целью их изучения), социальная однородность и социальная неоднородность исследуемых явлений и процессов, способ сравнения и др.

Сравнительный метод в психологии

Главное значение сравнительного анализа — получение новой информации не только о свойствах сравниваемых явлений и процессов, но и о их прямых и косвенных взаимосвязях и, быть может, об неспециализированных тенденциях их функционирования и развития. Как справедливо показывают французские исследователи М. Доган и Д. Пеласси, не смотря на то, что сначала сравнение возможно вызвано поиском информации, оно в один момент есть ключом к познанию. Именно это делает его одним из наиболее плодотворных направлений мышления.

Сравнительный анализ содействует критическому пересмотру взоров исследователя на те либо иные публичные явления и процессы, каковые сложились при изучении им какой-то отдельной страны и каковые он готов считать универсальными, т.е. приемлемыми для многих других государств. Однако при сравнительном анализе будут распознаны специфические особенности, характерные для различных государств, каковые ранее не были известны исследователю, станет явной беспочвенность притязаний на универсальность его прошлых взоров, каковые характеризуются понятием этноцентризм (т.е. замыкающийся на данных изучения одной страны, в первую очередь собственной).

Сравнительный метод в психологии

Итак, сравнительный анализ разных явлений и процессов публичной жизни содействует более глубокому познанию их неспециализированных свойств и различий, тенденций их развития, и более обоснованной критической оценке опыта своей и других страны . Это, со своей стороны, ставит проблему усвоения опыта этих государств, расширения сотрудничества с ними в экономической, политической, научной и других сферах публичной жизни.

Механизм сравнительного анализа

Ранее уже упоминались кое-какие составляющие механизма сравнительного анализа публичных явлений и процессов: общенаучные способы познания (аналогия, анализ, синтез и др.) и логический аппарат (в первую очередь система категорий, применяемых в логических операциях сравнительного анализа, присущие ему суждения и умозаключения).

Рассмотрим сейчас такую процедуру сравнительного анализа, как сегментация: деление

Сравнительный метод в психологии

целого на сегменты и выделение тех из них, каковые будут подвержены сравнительному анализу.

Так, возможно выделить такие звенья экономического процесса в том либо другом обществе, как производство, распределение, обмен и потребление созданных материальных благ, и после этого изучить каждое из них. Наряду с этим информацию о них возможно сопоставить с данными об подобных звеньях экономического процесса в других государствах, провести их всесторонний сравнительный анализ. Из системы существующих в различных государствах политических взаимоотношений возможно выделить, к примеру, отношения законодательной власти и кроме этого провести их сравнительный анализ. В том и другом случаях выделяются однотипные явления, что разрешает осуществить их сравнительный анализ более детально и глубоко.

Объектами сравнительного анализа смогут стать публичные процессы — экономические, политические, идеологические и другие, равно как и их составляющие, а также субъекты этих публичных процессов: классы, нации, другие социальные группы, разные элиты, отдельные личности, и многообразные социальные университеты.

Сегментация как метод сравнительного анализа предполагает изучение не только структурных свойств изучаемого явления, но и характера его функционирования в рамках целого (к примеру, сравнительный анализ деятельности разных элит либо политических партий в условиях разных обществ). Наряду с этим направляться не забывать, что лишь при изучении функционирования любого социального явления в рамках целого, а также соответствующей экономической либо политической системы либо же всего общества, возможно взять точные знания о его настоящем существовании и роли в обществе, потому что оно функционирует и проявляется неизменно в контексте того либо иного социума.

Сравнительный метод в психологии

Ответственными этапами сравнительного анализа являются обработка взятых данных, их систематизация и научное толкование, которое включает в себя в один момент анализ и синтез, поиски эмпирических доказательств и формулировку понятий, другие логические операции. В любом случае нужно продемонстрировать обоснованность найденных в сравнительном анализе явлений и процессов их сходств и различий, вскрыть их социальную природу, яркие обстоятельства их появления, и их социальное значение. В этом случае на базе сравнительного анализа смогут быть сформулированы нужные практические выводы.

Сравнительный анализ может играться значительную роль в прогнозировании публичных процессов. Наиболее простой метод прогнозирования — прямое сопоставление информации о развитии изучаемых процессов в различных государствах.

Утверждается, к примеру, что модель американской демократии — это модель будущего демократии в развитых европейских государствах и т.д.

Другой метод прогнозирования на базе сравнительного анализа — экстраполяция (распространение) взятых данных на будущее на базе многих догадок.

Сравнительный метод в психологии

Утверждается (и не без оснований) что прогноз, выстроенный на базе сравнительного анализа, владеет надежностью, особенно в случаях кратковременных прогнозов, и остается одним из самых многообещающих подходов в социологии будущего.