Здоровье человека на 50 зависит от

Здоровый образ жизни

Здоровье человека более чем на 50%, в соответствии с различным источникам зависит от его образа жизни (13; 32; 52). Д. У. Нистрян пишет: Как считают кое-какие исследователи, здоровье человека на 60 % зависит от его образа жизни, на 20 % — от внешней среды и только на 8 % — от медицины ( 40, с. 40). Согласно данным ВОЗ, здоровье человека на 50-55 % определяется условиями и образом жизни, на 25 % — экологическими условиями, на 15-20 % оно обусловлено генетическими факторами и только на 10-15 % — деятельностью системы здравоохранения (6).

Существуют различные подходы к определению понятия образ жизни.

Так, ряд авторов считают, что образ жизни — это биосоциальная категория, определяющая тип жизнедеятельности в духовной и материальной сферах жизни человека (32; 43; 49). В соответствии с Ю. П. Лисицыну, образ жизни — определенный, исторически обусловленный тип, вид жизнедеятельности либо определенный метод деятельности в материальной и нематериальной (духовной) сферах жизнедеятельности людей (32, с. 6). В этом случае образ жизни понимается как категория, отражающая наиболее неспециализированные и обычные методы материальной и духовной жизнедеятельности людей, взятых в единстве с природными и социальными условиями.

В другом подходе понятие образ жизни рассматривается как интегральный метод бытия индивида во внешнем и внутреннем мире (21), как система взаимоотношений человека с самим собой и факторами окружающей среды, где система взаимоотношений человека с самиим собой представляет собой сложнейший комплекс действий и переживаний, наличие нужных привычек, усиливающих природный ресурс здоровья, отсутствие вредных, разрушающих его (50).

Большая часть западных исследователей определяют образ жизни как широкую категорию, включающую личные формы поведения, активность и реализацию своих возможностей в труде, повседневной жизни и культурных обычаях, характерных тому либо иному социально-экономическому укладу (23; с. 39).

А. М. Изуткин и Г. Ц. Царегородцев структуру образа жизни воображают в виде следующих элементов: 1) преобразовательная деятельность, направленная на изменение природы, общества и самого человека; 2) методы удовлетворения материальных и духовных потребностей; 3) формы участия людей в публично политической деятельности и в управлении страной; 4) познавательная деятельность на уровне теоретического, эмпирического и ценностно-ориентированного знания; 5) коммуникативная деятельность, включающая общение между людьми в обществе и его системах (народ, класс, семья и др.); 6) медико-педагогическая деятельность, направленная на физическое и духовное развитие человека (28, с.20). Ю. П. Лисицын, Н. В. Полунина, Е. Н. Савельева и др. предлагают такие составные части (аспекты) образа жизни, как производственная, публично-политическая, внетрудовая, медицинская активность (32; 34). Другие авторы в понятие образ жизни включают трудовую деятельность человека, социальную, психоинтеллектуальную, двигательную активность, общение и бытовые взаимоотношения (52), привычки, режим, ритм, темп жизни, особенности работы, отдыха и общения (11).

Ю. П. Лисицын, опираясь на классификации образа жизни И .В. Бестужева-Лады и других отечественных социологов и философов, выделяет в образе жизни четыре категории: . экономическую — уровень жизни, социологическую — уровень качества жизни, социально-психологическую — стиль жизни и социально-экономическую — уклад жизни (32, с. 9). Уровень жизни либо уровень благосостояния характеризует размер, и структуру материальных и духовных потребностей, так количественную, поддающуюся измерению сторону условий жизни. Под укладом жизни понимается порядок публичной жизни, быта, культуры, в рамках которого происходит жизнедеятельность людей. Стиль жизни относится к личным изюминкам поведения как одного из проявлений жизнедеятельности. Уровень качества же жизни есть оценкой качественной стороны условий жизни; это — показатель уровня комфорта, удовлетворенность работой, общением и т.п. В соответствии с Ю. П. Лисицыну, здоровье человека сильно зависит от стиля и уклада жизни.

Издревле, еще до происхождения опытной медицины, люди подмечали влияние на здоровье характера труда, привычек, обычаев, и вер, мыслей, переживаний. Узнаваемые медики различных государств обращали внимание на особенности труда и быта своих больных, увязывая с этим происхождение недугов.

В случае если обратиться к историческому аспекту зарождения представлений о здоровом образе жизни, то в первый раз они начинают формироваться на Востоке. Уже в древней Индии 6 столетий до н.э. в Ведах сформулированы ключевые принципы ведения здорового образа жизни. Один из них – достижение устойчивого равновесия психики. Первым и непременным условием успехи этого равновесия являлась полная внутренняя свобода, отсутствие твёрдой зависимости человека от физических и психологических факторов внешней среды. Другим методом, ведущим к установлению внутреннего равновесия, считался путь сердца, путь любви. Под любовью, дающей свободу, в бхакти-йоге понималась не любовь к отдельному человеку, к группе людей, а любовь ко всему живому в этом мире как к высшему выражению сущности бытия. Третий путь успехи внутренней свободы – путь разума, рассудка — предлагался джана-йогой, утверждающей, что ни одна из йог не должна отказываться от знания, потому что оно повышает жизненную устойчивость.

В восточной философии постоянно ставился выговор на единстве психического и телесного в человеке. Так, китайские мыслители думали, что дисгармония организма появляется в следствии психической дисгармонии. Они выделяли пять болезненных настроений: бешенство и вспыльчивость, омраченность переживаниями, озабоченность и уныние, скорбь и грусть, ужас и тревожность. Склонность к таким настроениям, — считали они, — нарушает и парализует энергию как отдельных органов, так и всего организма в целом, сокращая человеку жизнь. Радость же придает гармоничную эластичность энергопотокам организма и увеличивает жизнь (13).

Здоровье человека на 50 зависит от

В тибетской медицине в известном трактате чжуд-ши невежество считалось общей обстоятельством всех заболеваний. Невежество порождает больной образ жизни, вечную неудовлетворенность, ведет к тягостным, пессимистическим переживаниям, пагубным страстям, несправедливому бешенству, неодобрительности к людям. Умеренность во всем, природная естественность и преодоление невежества — основные составляющие здорового образа жизни, определяющие физическое и психическое благополучие человека (15).

Восточная философия основана на понимании человека как целого, неразрывно связанного с ярким окружением, природой, космосом и ориентирована на поддержание здоровья, выявление огромных возможностей человека противостоять недугам.

Представления о здоровом образе жизни видятся и в античной философии. Мыслители античного периода пробуют выделить в данном явлении специфические элементы. Так, к примеру, Гиппократ в трактате О здоровом образе жизни разглядывает данный феномен как некую гармонию, к которой направляться стремиться методом соблюдения многих профилактических мероприятий. Он акцентирует внимание по большей части на физическом здоровье человека. Демокрит в большей мере обрисовывает духовное здоровье, воображающее собой благое состояние духа, при котором душа пребывает в самообладании и равновесии, не тревожимая никакими страстями, страхами и другими переживаниями.

В Античности существуют свои традиции ведения здорового образа жизни. Наличие хорошего здоровья являлось основным критерием для обеспечения интеллектуального развития подрастающего поколения. Так, юноши, физически не хорошо развитые, не были в праве на высшее образование. В Греции культ тела возводится в рамки государственных законов, имеется строгая система физического воспитания.

Здоровье человека на 50 зависит от

В это время появляются первые концепции здорового образа жизни: познай самого себя, заботься о самом себе. В соответствии с последней концепции у каждого человека должен быть определенный образ действий, осуществляемый по отношению к самому себе и включающий заботу о самом себе, изменение, преображение себя. Особенность античного периода содержится в том, что на первый замысел выходит физический компонент здорового образа жизни, оттесняя духовный на второй план. В восточной же философии четко прослеживается неразрывная связь между духовным и физическим состоянием человека. Здоровье тут рассматривается как нужная ступень совершенства и верховная ценность (18). Положения восточной медицины базируются на отношении к человеку как личности. Оно выражается в формах ведения диалога между пациентом и врачом в тех ракурсах, в каких он видит самого себя, по причине того, что никто, не считая самого человека не имеет возможности поменять его образ жизни, привычки, отношение к жизни и болезни. Таковой подход основан на том, что многие болезни имеют функциональную природу и их симптомы являются сигналами важных эмоциональных и социальных неприятностей. Но в любом случае человек выступает участником сохранения и приобретения здоровья. Исходя из этого в основаниях восточной медицины особенно подчеркивается, что проблему здоровья нельзя решить лишь идеальными техническими средствами диагностики и лечения. К ней направляться доходить с учетом личного отношения к здоровью, включающего осознание себя и собственного образа жизни (13). Данный аспект во многом потерян в современной медицине, разглядывающей заболевание как нарушение благополучия телесного состояния человека, наличие специфических, локальных отклонений в органах и тканях, а больного — как пассивное лицо, получающее определенные предписания, в выработке которых он не принимал участия (37).

В западной и русской науке проблему здорового образа жизни затрагивали такие доктора и мыслители как Ф. Бэкон, Б. Спиноза, Х. Де Руа, Ж. Ламетри, П. Ж Ж. Кабанис, М. Ломоносов, А. Радищев (17).

20 век очень многое дал человечеству: электричество, телевидение, современный транспорт. Но к тому же, конец века характеризуется глубокой рассогласованностью природных, социальных и духовных баз человека и среды его жизнедеятельности (26). Случились значительные трансформации в сознании человека: в случае если раньше он был одновременно и производителем, и потребителем разных благ, то в настоящее время эти функции разделились, что повлияло и на отношении нашего современника к своему здоровью. В прошлые времена человек, потребляя свое здоровье в тяжелом физическом труде и в борьбе с силами природы, хорошо осознавал, что он сам должен позаботиться о его восстановлении. Сейчас же людям думается, что здоровье так же неизменно, как электро- и водоснабжение, что оно будет неизменно (9). И.И.Брехман отмечает: Сами по себе успехи научно-технической революции не сократят отставания адаптациооных возможностей человека от трансформаций природной и социально — производственной среды его обитания. Чем громадными будут автоматизация производства и кондиционирование среды обитания, тем менее тренированными окажутся защитные силы организма. Породив своей производственной деятельностью экологическую проблему, обеспокоенный сохранением природы в планетарном масштабе, человек забыл, что он часть природы, и свои силы направляет главным образом на сохранение и улучшение внешней среды (9, с. 48). Так, перед человечеством стоит задача не заниматься утопическими замыслами ограждения человека от всех вероятных патогенных действий, а обеспечить его здоровье в реально существующих условиях.

Для сохранения и восстановления здоровья не хватает пассивного ожидания, в то время, когда природа организма раньше либо позднее сделает свое дело. Человеку самому нужно выполнять определенную работу в данном направлении. Но, к сожалению, большинством людей ценность здоровья осознается лишь тогда, в то время, когда появляется важная угроза для здоровья либо оно в значительной мере потеряно, благодаря чего появляется мотивация вылечить заболевание, вернуть здоровье. А вот положительной мотивации к совершенствованию здоровья у здоровых людей очевидно не хватает. И. И. Брехман выделяет две вероятные обстоятельства этого: человек не поймёт своего здоровья, не знает величины его резервов и заботу о нем откладывает на позже, к выходу на пенсию либо на случай болезни (9). К тому же, здоровый человек может и должен ориентироваться в своем образе жизни на положительный опыт старшего поколения и на отрицательный — больных людей. Но, таковой подход действует далеко не на всех и с недостаточной силой. Весьма многие люди своим образом и поведением не то, что содействуют здоровью, а разрушают его.

Здоровье человека на 50 зависит от

Ю. П. Лисицын отмечает, что здоровый образ жизни — это не просто все то, что благотворно воздействует на здоровье людей. В этом случае речь заходит обо всех компонентах различных видов деятельности, направленных на охрану и улучшение здоровья (33). Создатель показывает на то, что понятие здорового образа жизни не сводится к отдельным формам медико-социальной активности (искоренению вредных привычек, следованию гигиеническим нормам и правилам, санитарному просвещению, обращению за лечением либо советом в медицинские учреждения, соблюдению режима труда, отдыха, питания и многим другим, не смотря на то, что все они отражают те либо иные стороны здорового образа жизни (32). Здоровый. образ жизни — это в первую очередь деятельность, активность личности, группы людей, общества, применяющих материальные и духовные условия и возможности в интересах здоровья, гармонического физического и духовного развития человека (32, с. 35). Ю. П. Лисицыным и И. В. Полуниной выделяются кроме этого ряд параметров критерии здорового образа жизни, к числу которых относятся, к примеру, гармоничное сочетание биологического и социального в человеке, гигиеническое обоснование форм поведения, неспецифические и активные методы адаптации организма и психики человека к негативным условиям природы и социальной среды (34). Б. Н. Чумаков отмечает, что здоровый образ жизни включает обычные формы и методы повседневной жизнедеятельности людей, каковые усиливают и совершенствуют резервные возможности организма (52). Одновременно с этим, понятие здорового образа жизни значительно шире, чем режим труда и отдыха, система питания, разные закаливающие и развивающие упражнения; в него кроме этого входит система взаимоотношений к себе, к другому человеку, к жизни в целом, и осмысленность бытия, жизненные цели и ценности (12).

В практической деятельности при определении личных параметров и целей здорового образа жизни существуют два альтернативных подхода. Задачей классического подхода есть достижение всеми однообразного поведения, которое считается верным: отказ от курения и употребления алкоголя, увеличение двигательной активности, ограничение потребления с пищей насыщенных жиров и поваренной соли, сохранение массы тела в рекомендуемых границах. Эффективность пропаганды здорового образа жизни и массового упрочнения здоровья оценивается по числу лиц, придерживающихся рекомендованного поведения. Но, как показывает опыт, заболеваемость неизбежно выясняется разной при однообразном поведении людей с различными гено- и фенотипом. Явный недостаток для того чтобы подхода в том, что он может привести к равенству поведения людей, но не к равенству конечного здоровья.

Здоровье человека на 50 зависит от

Другой подход имеет совсем иные ориентиры, и в качестве здорового рассматривается таковой стиль поведения, который приводит человека к желаемой длительности и требуемому качеству жизни. Учитывая, что все люди разны, им необходимо в течение жизни вести себя по-различному. И. А. Гундаров и В. А. Палесский констатируют: Здоровый образ жизни в принципе не имеет возможности и не должен быть аналогичным. Любое поведение направляться оценивать как здоровое, если оно ведет к достижению желаемого оздоровительного результата (10, с. 26). При таком подходе критерием эффективности формирования здорового образа жизни выступает не поведение, а настоящее повышение количества здоровья. Следовательно, в случае если здоровье человека не улучшается, не обращая внимания на, казалось бы, разумное, культурное, публично нужное поведение, оно не имеет возможности рассматриваться как здоровое (10). Для оценки количества здоровья в этом подходе создана методика, дающая человеку возможность с учетом индекса здоровья и его положения по шкале здоровья самому принимать решение, какое поведение считать здоровым. Итак, в рамках этого подхода здоровый образ жизни определяется, исходя из личных параметров, личного выбора наиболее предпочтительных мер оздоровления и контроля за их эффективностью. Следовательно, для лиц с громадным числом здоровья любой образ жизни, являющийся для них простым, будет в полной мере здоровым.

В валеопсихологии, т.е психологии здоровья, развивающейся на стыке валеологии и психологии, предполагается целеустремленная последовательная работа по возвращению человека к самому себе, освоению человеком своего тела, души, духа, разума, формированию «внутреннего наблюдателя» (умение слышать, видеть, ощущать себя). Чтобы выяснить и принять себя нужно «прикоснуться», обратить внимание на свой внутренний мир.

Познавая себя, прислушиваясь к себе, мы уже становимся на путь творения здоровья. Для этого нужно осознание личной ответственности за жизнь и в частности, за здоровье. Тысячелетиями человек отдавал свое тело в руки докторов, и неспешно оно прекратило быть предметом его личной заботы. Человек прекратил нести ответственность за силы и здоровье своего тела и души. В следствии этого душа человека — потемки. И путь освобождения сознания от иллюзий и навязанных схем жизни — это наш личный опыт.

Каждому человеку нужно поверить в то, что он владеет всеми возможностями для усиления собственного жизненного потенциала, увеличения устойчивости к разным болезнетворным, стрессогенным факторам. Как пишет В. И. Белов, имея в виду в первую очередь физическое здоровье, возможно достигнуть суперздоровья и долголетия независимо от того, в какой бы стадии болезни либо предболезни человек ни был (7, с. 6). Создатель кроме этого предоставляет способы и методы увеличения уровня психического здоровья в распоряжение каждого готового стать творцом собственного здоровья (7). Дж. Рейнуотер, подчеркивая ответственность человека за собственное здоровье и довольно широкие возможности каждого в формировании последнего, показывает: То, какое здоровье имеет любой из нас, сильно зависит от нашего поведения в прошлом — от того, как мы дышали и двигались, как мы питались, какие конкретно предпочитали мысли и отношения. Сейчас, на данный момент мы определяем наше здоровье в будущем. Мы сами за него отвечаем! (45; с. 172). Человеку направляться переориентироваться с лечения заболеваний, т.е. «вырывания сорняков», на заботу о своем здоровье; осознать, что обстоятельство нездоровья в первую очередь не в нехорошем питании, некомфортной жизни, загрязнении среды обитания, отсутствии надлежащей медицинской помощи, а в равнодушии человека к самому себе, в освобождении благодаря цивилизации человека от усилий над собой, следствием чего стало разрушение защитных сил организма. Так, увеличение уровня здоровья связано не с развитием медицины, а с сознательной, разумной работой самого человека по восстановлению и формированию жизненных ресурсов, по превращению здорового образа жизни в фундаментальную составляющую образа Я. Для совершенствования и формирования здоровья принципиально важно обучаться быть здоровым, творчески доходить к собственному здоровью, сформировать потребность, умение и решимость творить здоровье своими руками за счет своих внутренних резервов, а не чужих усилий и внешних условий. Природа одарила человека идеальными системами жизнеобеспечения и управления, воображающими собой четко отлаженные механизмы, каковые реализовывают регуляцию дятельности разных органов, тканей и клеток на разных уровнях в тесном сотрудничестве центральной нервной и эндокринных систем. Функционирование организма по принципу саморегулирующейся системы с учетом состояния внешней и внутренней среды позволяет осуществлять постепенную тренировку, и обучение и воспитание разных органов и систем в целях повышения его резервных возможностей (25; с.26). Как отмечает Э. Чарлтон, прежде считалось, что информации о последствиях для здоровья определенного стиля поведения будет достаточно для формирования соответствующего отношения к нему и трансформации в желательную сторону. Он выделяет, что данный подход не учитывал многих социальных и психологических факторов, участвующих в принятии решения, и наличия навыков принятия решения. Создатель видит возможность трансформации образа жизни и отношения к своему здоровью в демонстрации ярких последствий нежелательного поведения (51). Как отмечают ряд авторов, в формировании здорового образа жизни и сохранении здоровья индивида громадное значение имеет творчество, пронизывающее все жизненные процессы и благотворно воздействуя на них (11; 31; 14). Так, Ф. В. Василюк говорит, что только ценности творчества владеют свойством превращать потенциальные разрушительные события в точки духовного роста и приумножения здоровья (14). В. А. Лищук же считает, что развитие духовного мира человека, его творческих свойств содействуют трансформации образа жизни, сохранению и приумножению здоровья (35).

Итак, здоровье сильно зависит от образа жизни, но, говоря о здоровом образе жизни, прежде всего имеют в виду отсутствие вредных привычек. Это, само собой разумеется, нужное, но вовсе не достаточное условие. Основное в здоровом образе жизни — это активное творение здоровья, включая все его компоненты. Так, понятие здорового образа жизни значительно шире, чем отсутствие вредных привычек, режим труда и отдыха, система питания, разные закаливающие и развивающие упражнения; в него кроме этого входит система взаимоотношений к себе, к другому человеку, к жизни в целом, и осмысленность бытия, жизненные цели и ценности и т.д. (12). Следовательно, для творения здоровья нужно как расширение представлений о здоровье и заболеваниях, так и умелое применение всего спектра факторов, воздействующих на разные составляющие здоровья (физическую, психическую, социальную и духовную), овладение оздоровительными, общеукрепляющими, природосообразными способами и технологиями, формирование установки на здоровый образ жизни.

Исходя из вышеизложенного, возможно заключить, что понятие здорового образа жизни есть многогранным и пока не хватает созданным. Вместе с тем на уровне обыденного сознания представления о здоровом образе жизни существуют многие столетия. Изучению современных социальных представлений о здоровом образе жизни посвящена данная работа. Но прежде хотелось бы мало остановиться на самом понятии социальные представления и истории их изучения.

Здоровье человека на 50 зависит от

Похожие: