Гимнастика на мяче для детей

Охрана и упрочнение здоровья, совершенствование функций организма ребенка и его полноценное физическое развитие являются неотъемлемым элементом педагогической работы в детсадах. В последнии месяцы число здоровых детей уменьшилось в пять раз и образовывает 10% от общего количества (Горькова Л. Г. Обухова Л. А. 2005). Вследствие этого одним из дорог в решении неприятностей оздоровления детей и профилактики разных болезней являются занятия фитбол-гимнастикой.

Фитбол-гимнастика – это занятия на громадных упругих мячах. Фитбол-гимнастика разрешает решать следующие задачи (Казанская А. В. Пикалева Е. Ю. 2001):

  • Развитие двигательных качеств;
  • Обучение основным двигательным действиям;
  • Развитие и совершенствование координации движений и равновесия;
  • Упрочнение мышечного корсета, создание навыка верной осанки;
  • Улучшения функционирования сердечно-сосудистой и дыхательной систем;
  • Нормализация работы нервной системы, стимуляция нервно-психического развития;
  • Улучшение кровоснабжения позвоночника, суставов и внутренних органов, устранение венозного застоя;
  • Улучшение коммуникативной и эмоционально-волевой сферы;
  • Стимуляция развития анализаторных систем, проприорцептивной чувствительности;
  • Развитие небольшой моторики и речи;
  • Адаптация организма к физической нагрузке.

Занятия фитбол-гимнастикой должны проходить как минимум несколько раз в неделю по 30 мин.. Группы подбираться с учетом возрастных, двигательных и личных изюминок детей. Занятие подразделяется на 3 части: подготовительную, основную и последнюю. В подготовительной части происходит настрой детей на работу и подготовка организма к основной части тренировки. В основной части происходит большая нагрузка на организм, которая должна быть оптимальной для детей. Вследствие этого на протяжении занятия должны учитываться возрастные и личные изюминки детей. Последняя часть содействует улучшению восстановительных процессов и расслаблению организма. Всё занятие проходит под музыкальное сопровождение.

Затевать лучше с радостной и задорной игры. Это сходу поднимает настроение у малышей и настраивает их на радостное занятие. Начинается разминка с игровой гимнастики под музыку Екатерины Железновой (Аэробика для малышей). Все движения выполняются по тексту песен, лишь сидя на мяче. Потом занятие проходит под любую музыку (лучше в обработке для детей). Темп мелодий может изменяться. В начале, лучше применять мелодии медленного либо среднего темпа, дабы организм неспешно входил в работу. В случае если ребёнок пришел в первоначальный раз, то нужно дать ему время привыкнуть к мячу, оказать помощь верно принять необходимое положение для исполнения упражнений.

Содержание занятия (30 мин.)

Оборудование: мячи по количеству человек в группе (мяч подбирается с учетом ростовых параметров), коврики по количеству детей, магнитофон, диски, кассеты с музыкой.

Гимнастика на мяче для детей

Подготовительная часть (10 мин.)

Выполняется сидя на мяче с пружинящими движениями. Разминка проводится под радостную детскую музыку. На протяжении разминки выполняются упражнения для всех основных групп мышц, начиная с головы и заканчивая ногами.

  • Игра под музыку (Аэробика для малышей).
  • Наклоны головой вперед-назад и вправо-влево. Темп медленный.
  • Повороты головой направо-налево. Темп медленный.
  • Круговые вращения руками вперед и назад. Темп средний.
  • Наклоны туловища вправо-влево. Темп средний.
  • Повороты туловища направо-налево. Темп средний.
  • Лестница – поднимать руки поочередно на пояс, на плечи, вверх, два хлопка руками и обратно поочередно так же (плечи, пояс, два хлопка внизу по мячу). Неспешно темп упражнений возможно увеличивать.
  • Ходьба сидя на мяче вперед-назад (не отрывая ягодицы от мяча). Пройти как возможно дальше. Спина прямая. Рисунок1 .
  • Ходьба сидя на мяче вправо-влево (не отрывая ягодицы от мяча). Пройти как возможно дальше. Спина прямая.
  • Прыжки на мяче как возможно выше отрываясь от пола Рисунок2 .
  • Прыжки сидя на мяче около себя (подпрыгиваем, неспешно переставляя ноги и двигаемся по кругу).

Основная часть (15 мин.)

Гимнастика на мяче для детей

Выполняется в положении сидя на мяче, стоя, лёжа на мяче (на спине и животе), лёжа на коврике (на спине и животе).

  • Стоя на коврике, мяч в руках. Поднимание прямых рук с мячом вверх-вниз (5-10 раз) Рисунок3 .
  • Стоя на коврике мяч в руках. Повороты туловища вправо-влево (руки с мячом на уровне груди) Рисунок4 .
  • Маятник. Руки с мячом справа сверху, опускаем их вниз и поднимаем влево вверх Рисунок5 .
  • Ходьба по кругу, держа мяч над головой (руки прямые). Возможно ходить по кругу, а возможно змейкой, неспешно, то увеличивая, то уменьшая темп.
  • Отбивание мяча одной рукой, двумя и поочередно на месте и в движении.
  • Бросание мяча вверх и ловля его. Кроме этого упражнение возможно делать в парах.
  • Катание мяча друг другу.
  • Стоя на одной ноге, вторая на мяче. Удержание равновесия. Ноги прямые. Руки в стороны Рисунок6 .
  • Стоя на одной ноге, вторая на мяче. Катание мяча вперед-назад и (либо) вправо-влево.
  • Стоя на одной ноге, вторая на мяче. Приседания 5 раз. Руки в стороны. Ноги в коленях прямые Рисунок7 .
  • Стоя, ноги на ширине плеч, руки касаются мяча. Прокатывание мяча вперед и назад, не отрывая ноги от пола (колени прямые). Необходимо прокатить мяч как возможно дальше Рисунок8 .

Упражнения, сидя на мяче:

  • Перекаты с носочков на пятки. Руки в стороны.
  • Сидя на мяче (пятки и голень как возможно ближе к мячу), ноги оторвать от пола и удерживать равновесие как возможно продолжительнее. Руки в стороны Рисунок9 .
  • Ходьба вперед, не отрывая ягодицы от пола, неспешно опуская спину на мяч Рисунок10 . Лежа на мяче удерживать равновесие (руки в стороны), после этого неспешно поднимаясь идти назад Рисунок11 .

Упражнения, лежа на коврике, на спине:

  • Лежа на коврике, на спине мяч под ногами. Катание мяча, вперед-назад сгибая и выпрямляя ноги Рисунок12 .
  • Лежа на коврике, на спине мяч под ногами Рисунок13 . Поднимание и опускание ног поочередно. Ноги прямые.
  • Лежа на коврике, на спине, мяч обхватить ногами с двух сторон. Поднимание и опускание прямых ног. Руками возможно держаться за коврик.
  • Лежа на коврике, на спине мяч под ногами, руками держаться за пол. Поднимание и опускание таза Рисунок14 .

Упражнения, лежа на коврике, на животе:

  • Лежа на коврике, на животе руки впереди с мячом. Поднимание и опускание туловища (по возможности подниматься как возможно выше). Возможно удерживать положение наверху пара секунд.

Упражнения, лёжа на мяче, на животе:

  • Качалочка. Стоя на коленях, перекат на мяче вперед на прямые руки и возвратиться обратно на колени Рисунок15 .
  • Лёжа на животе, на мяче, руками упереться в пол, ноги прямые не касаются пола. Туловище параллельно полу. Удерживать равновесие пара секунд.
  • Лёжа на животе, на мяче, руками упереться в пол, сгибать и выпрямлять ноги поочередно и в один момент. Ноги не касаются пола Рисунок16 .
  • Лёжа на животе, на мяче, ходьба на прямых руках вперед и назад. Ноги прямые параллельно полу.
  • Самолёт. Лёжа на животе, прямыми ногами упереться в пол, спину поднять как возможно выше, руки в стороны. Удерживать позу пара секунд Рисунок17 .

Упражнения, лёжа на спине, на мяче:

  • Звёздочка. Лёжа на спине, на мяче, упереться прямыми ногами в пол, руки в стороны. Удерживать положение пара секунд Рисунок18 .
  • Перекаты на спине вперед-назад. Лёжа на спине, на мяче, упереться прямыми ногами в пол, руки в стороны. Делать сгибание и разгибание ног.
  • Мостик на мяче выполняется посредством педагога, который поддерживает и страхует ребёнка Рисунок19 . На протяжении исполнения упражнения необходимо оттолкнуться ногами от пола, выполнить перекат назад на мяче и поставить руки на пол Рисунок20 . Сначала возможно делать лишь перекаты на руки и обратно, отталкиваясь от пола то руками, то ногами.

Последняя часть (5 мин.)

В последней части выполняются дыхательные упражнения стоя, сидя на мяче, лёжа на мяче и подвижные игры с фитболом.

  • Дышите негромко, тихо и плавно

И.п. стоя, сидя, лёжа (глаза лучше закрыть). Сделать медленный вдох через нос, пауза (кто сколько сможет), после этого плавный выдох через нос (5-10 раз).

  • Подышите одной ноздрёй

И.п. сидя, стоя, туловище выпрямлено, но не напряжено. Правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки. Левой ноздрей сделать негромкий продолжительный вдох. Открыть правую ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем левой руки, через правую ноздрю сделать негромкий выдох (3-6 раз).

И.п. лежа на спине, туловище расслаблено, глаза закрыты, ладони на животе. Сделать медленный плавный вдох без каких-либо усилий; пузо медлительно поднимается вверх и раздувается, как круглый шар. Сделать медленный плавный выдох; пузо медлительно втягивается (4-10 раз).

  • Воздушный шар в грудной клетке

И.п. лёжа, сидя, стоя. Руки положить на нижнюю часть рёбер и сконцентрировать на них внимание. Сделать медленный ровный выдох. Медлительно делать вдох через нос, руки должны чувствовать распирание грудной клетки. На выдохе грудная клетка снова медлительно зажимается двумя руками в нижней части ребер. Мускулы живота и плечевого пояса остаются неподвижными (6-10 раз).

  • Воздушный шар поднимается вверх

И.п. лежа, сидя, стоя. Руки положить между ключицами и сконцентрировать внимание на них и плечах. Исполнение вдоха и выдоха со спокойным и плавным поднятием и опусканием плеч (4-8 раз).

И.п. лежа, сидя, стоя, туловище расслаблено. Сделать полный вдох, выпячивая пузо и грудную клетку; задержать дыхание на 3-4 секунды; через зажатые губы с силой выпустить воздушное пространство несколькими отрывистыми выдохами.

И.п. стоя либо в движении. Сделать полный вдох носом с разведением рук в стороны; задержать дыхание на 3-4 с; растягивая губы в улыбке, произносить звук с, выдыхая воздушное пространство и втягивая в себя пузо. Руки сперва вперед, после этого скрестить перед грудью, как бы обнимая плечи (3-4 раза).

  • Повторить 3-5 раз упражнение Дышим негромко, тихо и плавно.

Подвижные игры с фитболом.

Дети садятся на фитболы приятель за другом и первый ребёнок либо педагог выполняет роль машиниста. Он везёт ребят по залу в различных направлениях. Дети, подпрыгивая, передвигаются приятель за другом, подталкивая свой мяч руками Рисунок21 .

Дети садятся на фитболы приятель за другом и представляют, что руки – это ножки гусеницы, которая лежит на спине. Первому ребенку дают в руки фитбол и он, прогнувшись назад, передаёт мяч следующему ребенку. В то время, когда мяч дойдет до последнего игрока его начинают передавать обратно Рисунок22 .

Фитболы (на один меньше чем детей) лежат по кругу. Под радостную мелодию дети ходят около мячей. Когда закончится музыка, необходимо быстро сесть на мяч. Кому не хватило мяча, выбывает из игры. Один мяч убирается, и игра длится, так происходит , пока не останется один игрок (победитель).

Кроме этого возможно применять и другие подвижные игры, в которых вероятно использование фитболов.

Не все упражнения и игры, вышеприведенные, смогут быть использованы на протяжении одного занятия. Лучше делать тренировки разнообразными, включая в них то одни, то другие упражнения. Затевать направляться с более несложных упражнений и неспешно переходить к более сложным. Занятие возможно направленно на развитие одного либо нескольких качеств.

Принципиально важно следить за верным положением тела на фитболе, за правильностью исполнения упражнений. Помимо этого, направляться принимать меры для предотвращения травматизма.

В занятия возможно включать дополнительные пособия, такие как гантели Рисунок23 , мячи, гимнастические палки, что кроме этого разнообразит занятие и оказывает помощь решать дополнительные задачи. Принципиально важно следить за нагрузкой неспешно увеличивая её и учитывая возрастные и личные изюминки детей. Для самых мелких ребят занятия возможно проводить с участием своих родителей, которым будет весьма интересно провести время с ребёнком, взглянуть чему он обучился и оказать помощь ему в исполнении сложных упражнений Рисунок24 . Побывав на тренировках, родители смогут оказать помощь детям продолжать заниматься дома. И самое основное это положительные чувства, радость и наслаждение от занятий фитбол-гимнастикой.