[an error occurred while processing the directive]

Массаж для 3 месячного ребенка

В возрасте 3–4 месяцев ребенок бодрствует уже 4–5 часов в день, и вы уже понимаете, как он реагирует на упражнения, в какое время суток с ним возможно заниматься гимнастикой и массажем. Основной показатель верного выбора времени – это хорошее настроение малыша на протяжении занятий и по окончании их окончания.

В 3-месячном возрасте ребенок уже с уверенностью лежит на животе и из этого положения может поднимать не только голову, но и всю верхнюю часть туловища. Наряду с этим он опирается на согнутые руки. Старайтесь как возможно чаще перекладывать малыша на пузо. Причем делать это необходимо не только на столе для пеленания в ходе ежедневных занятий, но и на каждый поверхности в любое время дня – в кроватке, на диване, полу и т. д.

Благодаря многократным повторениям движения его ног и рук совершенствуются, получая значение двигательных. Создавая движения ногами и упираясь ими в пол, ребенок начинает перемещаться в различные стороны и обнаруживает это, поскольку положение головы разрешает ему видеть все, что происходит около. Весьма скоро ваш кроха осознает пользу движений, каковые оказывают помощь ему перемещаться вперед, а эмоции, каковые он наряду с этим испытывает, разрешат ему их запомнить. К 4 месяцам ребенок уже может приподниматься на вытянутых руках. Наряду с этим он опирается лишь на ладони.

Крайне важно, дабы наряду с этим ладошка малыша была полностью раскрыта, а пальчики расправлены. Чтобы этого достигнуть, чаще рукоплещите ладонями ребенка по собственным ладоням либо жёстким поверхностям.

3–4-месячный кроха делается общительнее: он начинает гулить, чаше улыбается, а на нежное обращение взрослых отвечает целым комплексом оживления: улыбкой, активными движениями ног и рук, и звуками. Эту нужную реакцию необходимо поддерживать нередким общением с ребенком.

В этом возрасте проявляется интерес к игрушкам. Он тянется к ним, а ближе к 4 месяцам берет в руки игрушку, удерживает ее и пробует гладить. Подберите пара броских, удобных для захвата погремушек, нужно с округлой ручкой. Игрушки, имеющие граненую либо плоскую ручку, не рекомендуются, поскольку, чтобы взять их в руку, ребенку не требуется противопоставлять громадный палец остальным, что замедляет развитие ручных навыков. Точно вы обращали внимание, как школьники начальных классов держат карандаш либо ручку. Так вот, неправильное либо верное положение этих предметов в руке формируется еще в младенческом возрасте.

Новорожденный ребенок также может схватить предмет, но делает это случайно и нерегулярно. Но основное отличие хватательных движений новорожденного от тех же движений 3–4-месячного ребенка содержится в том, что первый может держать предмет, но не может его выпустить. К 3–4 месяцам, в то время, когда кроха подрастет, движения его рук становятся целенаправленными, исходя из этого он уже может отпустить не понравившийся ему предмет и взять броскую игрушку.

В этом же возрасте исчезает физиологический гипертонус сгибателей рук, а ближе к 4 месяцам – ног, исходя из этого движения конечностей становятся более правильными и свободными. Это указывает, что в занятия возможно включать самые простые пассивные упражнения, дабы неспешно перейти к более сложным. Комплекс, нижеприведенный, включает пассивные упражнения для ног и рук ребенка, каковые нужно делать с вибрацией (легким встряхиванием). Для развития мышц живота, спины, ног и шеи употребляются рефлекторные упражнения, а также и рефлексы позы тела. Особенно серьёзен рефлекс, заставляющий малыша на весу отклонять голову в противоположную сторону: на спине – вперед, на животе – назад, на левом боку – вправо, на правом боку – влево. Чаще переворачивайте ребенка в воздухе, поскольку наряду с этим начинается вестибулярный аппарат.

Помимо этого, необходимо обратить внимание на формирование для того чтобы навыка, как поворот со спины на пузо. 4-месячный кроха делает это самостоятельно, ему требуется только малый помощь со стороны взрослых. Сейчас уже нельзя оставлять малыша без присмотра там, где он, перевернувшись, может упасть.

Занятия гимнастикой и массаж смогут быть более продолжительными, но их продолжительность необходимо подбирать лично, на основании степени подготовленности и возможностей ребенка. Если вы не успеваете сделать упражнения за 1 раз, перенесите их на другое время. Массаж получает более интенсивный темперамент за счет введения нового приема – растирания, которое выполняется подушечками согнутых пальцев. Используется и кольцевое растирание. Принципиально важно не забывать, что массаж тела должен начинаться с поглаживаний и заканчиваться ими же: это содействует расслаблению мышц и успокоению нервной системы.

Основной целью занятий с малышом 3–4-месячного возраста являются:

1. Стабилизация тонуса ног.
2. Воспитание навыков трансформации положения тела.
3. Развитие умелости рук, чему содействуют:

  • общение с малышом;
  • вкладывание в его ладони игрушек с удобными для захвата ручками;
  • плавание и утепленные ванны;
  • более энергичные приемы массажа;
  • активные рефлекторные движения;
  • пассивные упражнения с применением вибрации.
  • поглаживание (5–6 раз);
  • кольцевые растирания (2–3 раза);
  • поглаживание (2–3 раза).

2. Скрещивание рук на груди (6–8 раз).

  • поглаживание (по 2–3 раза);
  • кольцевые растирания (5–6 раз);
  • поглаживание (2–3 раза).

4. Скользящие шаги (5–6 раз).

5. Повороты на пузо (по 2–3 раза в каждую сторону).

  • поглаживание (2–3 раза);
  • растирание всей поверхности спины подушечками пальцев (2–3 раза);
  • поглаживание (2–3 раза).

7. Рефлекторное сгибание позвоночника лежа на боку (по 2–3 раза на каждом боку).

8. Положение пловца.

9. Массаж живота:

  • круговые поглаживания (2–3 раза);
  • встречное поглаживание (2–3 раза);
  • поглаживание косых мышц живота (2–3 раза);
  • растирание всей поверхности живота (2–3 раза);
  • поглаживание (2–3 раза).

10. Подъем туловища и головы из положения лежа на спине (2–4 раза).

  • поглаживание (по 2–3 раза);
  • растирание (по 5–6 раз);
  • поколачивание (по 8–10 ударов);
  • поглаживание (по 2–3 раза).

12. Разгибание и сгибание стоп (по 5–6 раз каждой ногой).

13. Рефлекторная ходьба.

14. Массаж груди:

  • поглаживание (2–3 раза);
  • вибрационный массаж (3–4 приема);
  • поглаживание (2–3 раза).

15. Упражнение бокс (5–6 раз).

16. Упражнения с мячом.

Массаж рук

Сперва выполните 5–6 поглаживаний (см. комплекс 1, упражнение 1), а после этого кольцевое растирание. Придерживая левой рукой правую руку ребенка, положите в нее свой громадный палец. После этого указательным и громадным пальцами свободной руки обхватите руку малыша кольцом в области запястья. Проделайте энергичные растирания, направляя давление пальцев на наружную поверхность руки (рис. 17). Продвигайтесь вверх неспешно с таким расчетом, дабы за 3–4 оборота дойти до локтя и за 5–6 оборотов – до плеча. Прием необходимо повторить 2–3 раза для каждой руки. По окончании исполнения кольцевого растирания кожа ребенка обязана порозоветь.

Рис. 17 Кольцевое растирание

Завершить массаж необходимо 2–3 медленными поглаживаниями.

Скрещивание рук

Исходное положение: ребенок лежит на спине ногами к вам. Положите свои громадные пальцы в ладони малыша, а остальными придерживайте кисти. Разведите руки ребенка в стороны, после этого опять сведите их и перекрестите на груди. При каждом очередном скрещивании поменяйте положение рук: сверху должна быть попеременно то правая, то левая рука. Темп медленный, без резких толчков. Скрещивание необходимо повторить 6–8 раз, наряду с этим возможно ласково встряхивать кисти малыша.

Массаж ног

Массаж начните с 2–3 легких поглаживаний, продвигаясь от стопы к бедру (см. комплекс 1, упражнение 3).

Кольцевое растирание необходимо делать следующим образом. Указательным и громадным пальцами обеих рук обхватите плотными кольцами ногу ребенка в области голеностопного сустава. Делайте расходящиеся энергичные движения так, дабы в 3–4 оборота продвинуться по наружной и задней поверхностями голени до колена (рис. 18). Наряду с этим принципиально важно не растирать ахиллово сухожилие и с опаской обойти подколенную ямку. Наружную и переднюю поверхности бедер эргономичнее массировать подушечками пальцев. Данный прием необходимо повторить 5–6 раз, по окончании чего выполнить 2–3 поглаживания.

Рис. 18 Растирание ног

Скользящие шаги

Исходное положение: ребенок лежит на спине ногами к вам. Обхватите голень малыша руками так, дабы громадные пальцы оказались на передней ее поверхности, а остальные – на задней. Легко встряхнув ногу ребенка, выпрямите ее, опять согните и проведите стопой по крышке стола. Повторите упражнение для другой ноги. Всего необходимо выполнить по 5–6 скольжений каждой ногой. Это упражнение, отдаленно напоминающее упражнение велосипед, усиливает мускулы ног и стимулирует опорную реакцию. Необходимо следить за тем, дабы упражнение выполнялось плавно, без рывков.

В случае если тонус мышц-сгибателей еще через чур высок и разгибание ног затруднено, направляться на пара недель отложить исполнение данного упражнения. Вместо этого возможно мало потопать ногами малыша по поверхности стола.

Поворот на пузо

Исходное положение: ребенок лежит на спине ногами к вам. В левую руку ребенка положите указательный палец своей левой руки, а остальными захватите кисть малыша. Правая рука наряду с этим вилочкой удерживает голени. Легко выпрямив ноги малыша, разверните его бедра влево относительно себя. За этим движением он должен самостоятельно развернуть верхнюю часть тела и голову в ту же сторону.

Удержите малыша на боку, дабы он имел возможность потренировать мускулы шеи. После этого потяните руку ребенка вперед так, дабы он всецело перевернулся на пузо, и расправьте кисти у него под грудью. При повороте в другую сторону поменяйте руки.

В этом упражнении употребляется врожденный рефлекс размещения частей тела (вестибулярный). При его исполнении задействованы фактически все мускулы туловища малыша. Последовательность этапов поворота на пузо приблизительно такая же как, при независимых поворотах детей более старшего возраста. Время от времени и 3-месячный ребенок случайно закидывает одну ногу на другую так, что оказывается на боку. Это провоцирует движение верхней части тела и головы в том же направлении. Затем остается самое сложное: вынуть из-под себя руку и совсем перевернуться на пузо.

Особенно принципиально важно привить верный навык поворотов на пузо недоношенным либо ослабленным детям. Они довольно часто переворачиваются, упираясь ягодицами и затылком и очень сильно прогибая позвоночник, за чем направляться перемещение центра тяжести на пузо. В следствии происходит чрезмерный прогиб позвоночника в поясничном отделе, а это очень нежелательно.

Повороты делайте по 2–3 раза в каждую сторону. Это упражнение приносит громадную пользу, а малыши делают его с громадным наслаждением, исходя из этого повороты на пузо возможно проделывать по нескольку ежедневно.

Массаж ягодиц и спины

Массаж спины возможно проводить по всей ее длине, включая ягодицы. К 3-месячному возрасту кроха уже хорошо лежит на животе, так что поглаживание возможно делать обеими руками. Количество повторов – 2–3.

Растирание выполняется подушечками согнутых пальцев (рис. 19). Прямолинейное растирание проводится следующим образом: правая рука смещает кожу вверх, а левая – вниз, неспешно продвигаясь по всей спине, и напротив.

При спиралевидном либо круговом растирании правая рука обязана смещать кожу в направлении по часовой стрелке, а левая – против. Возможно проводить растирание и тыльной частью согнутых пальцев (рис. 20). Основное, дабы движение рук было попеременным, в другом случае возможно растянуть кожу ребенка. Растирание ягодиц проводите попеременно и завершите массаж классическим поглаживанием.

Рис. 19 Растирание подушечками пальцев

Рис. 20 Растирание тыльной стороной пальцев

Рефлекторное сгибание позвоночника

Исходное положение: ребенок лежит на боку. Энергично проведите вдоль позвоночника малыша подушечками прямых пальцев. Прием повторите по 2–3 раза на каждом боку.

Положение пловца

Исходное положение: ребенок лежит на животе. Громадным и указательным пальцами правой руки обхватите правую ножку малыша в нижней трети голени, а оставшимися придерживайте его левую ногу на том же уровне. После этого немного поднимите ноги ребенка, в один момент подведя ладонь левой руки ему под пузо и создав опору, по окончании чего поднимите его над столом.

Массаж для 3 месячного ребенка

Рис. 21 Положение пловца

Кроха должен лежать на ладони горизонтально, как на площадке. Его верхняя часть туловища и голова должны быть немного подняты, а позвоночник всецело разогнут, наряду с этим должны работать все задние мускулы тела (рис. 21). Это упражнение выполняется 1 раз в течение нескольких секунд.

Массаж живота

Массаж живота начните с встречного, кругового поглаживаний и поглаживания косых мышц живота. Эти приемы хорошо обрисованы в комплексе 1. Каждое из движений необходимо повторить по 2–3 раза. Растирание делайте подушечками согнутых пальцев. Сперва его проведите правой рукой от пупка по расходящимся окружностям (рис. 22), после этого обеими руками по продольным мышцам живота (рис. 23).

Рис. 22 Круговое растирание

Рис. 23 Растирание продольных мышц живота

Наряду с этим принципиально важно выполнять направление движений: круговое растирание должно проводиться по часовой стрелке. Принципиально важно кроме этого избегать давления на область печени. Закончить массаж живота необходимо легким поглаживанием.

Подъем туловища и головы из положения на спине

Исходное положение: ребенок лежит на спине ногами к вам. Разрешите малышу схватить ваши громадные пальцы, а остальными придерживайте кисти его рук. Выпрямите его руки и легким потягиванием, сопровождаемым нежными словами, побудите ребенка немного поднять туловище и голову, не доводя подъем до положения сидя (рис. 24). После этого с опаской и медлительно положите малыша на бок, дабы не травмировать его затылок. Это активное упражнение крайне полезно для упрочнения брюшного пресса и передних мышц шеи. Его необходимо повторить 2–4 раза, любой раз укладывая малыша на другой бок.

Рис. 24 Подъем головы и туловища

Массаж стоп

Выполните поглаживание и растирание стоп. Последнее возможно делать подушечкой громадных пальцев в виде восьмерки либо круговыми движениями. Затем разотрите внутренний и наружный края стопы, направляя движения от пятки к пальцам.

Поколачивание стоп делайте следующим образом: выпрямите средний и указательный пальцы правой руки и их тыльной стороной наносите ритмичные легкие удары по стопам малыша. Это движение повторите 8–10 раз, продвигаясь от пятки к пальцам и в обратном направлении.

Закончить массаж необходимо легким поглаживанием.

Разгибание и сгибание стоп

Надавливание на основание пальцев ног приводит к рефлекторному сгибанию стоп, а энергичные растирания наружного края стопы – их разгибание (см. комплекс 1, упражнение 9).

Рефлекторная ходьба

Врожденный рефлекс ходьбы дети сохраняют до 4 месяцев. Поддерживая малыша под мышки, ведите его по поверхности стола в направлении от себя так, дабы он переносил вес своего тела с одной ноги на другую. Наряду с этим необходимо следить за тем, дабы ребенок верно ставил стопы.

Массаж груди

2–3 раза выполните поглаживание (см. комплекс 1, упражнение 12), а вибрационный массаж возможно пара усложнить. Легко и ритмично надавливая пальцами на грудь ребенка, в один момент делайте движения от середины груди в стороны. На ребра очень сильно надавливать не нужно. Прием необходимо повторить 3–4 раза и завершить сеанс массажа легкими поглаживаниями.

Упражнение бокс

Исходное положение: ребенок лежит на спине ногами к вам. Положите свои громадные пальцы в ладони малыша, а остальными придерживайте его кулаки. Разгибайте и сгибайте попеременно руки ребенка, имитируя движения боксера. При разгибании необходимо продвигать руку вперед и к центру, мало приподнимая плечо. Наряду с этим необходимо дабы ребенок поворачивался из стороны в сторону.

На протяжении данного упражнения работают мускулы плечевого пояса и мускулы рук. Повторите его в медленном темпе, избегая резких движений, 5–6 раз каждой рукой.

Упражнения на мяче

Положите малыша животом на мяч, разведя его ноги в различные стороны, и мало покачайте. При движениях вперед-назад пристально следите, дабы он имел возможность опираться ладонями либо стопами о поверхность стола. Наряду с этим необходимо побуждать ребенка, дабы он отталкивался самостоятельно (рис. 25). Чтобы ладошки малыша лучше раскрылись, похлопайте ими о поверхность мяча. После этого переверните ребенка на спину и опять положите на мяч. Поддерживая его за область груди, покачайте мяч в различных направлениях (рис. 26).

Надувной пляжный мяч – одна из самых нужных игрушек для детей-грудничков. По окончании окончания занятий положите его ребенку в кроватку, дабы тот имел возможность пинать его ногами и тренировать стопы.

Рис. 25 Покачивание с опорой стоп

Рис. 26 Покачивание на спине

[an error occurred while processing the directive]