[an error occurred while processing the directive]

Зарядка для месячного ребенка

Новорожденный кроха солидную часть времени спит и ест, и совсем часть дня остается у него для бодрствования. Попытайтесь, дабы это время он проводил, деятельно двигаясь. Не следует кроме этого туго пеленать ребенка, лучше покинуть его руки и ноги свободными.

У новорожденного все движения беспорядочные и случайные, он пока не может держать голову в вертикальном положении. Его конечности согнуты, прижаты к телу, а пальцы собраны в кулачки. Все это происходит из-за повышенного тонуса мышц-сгибателей (физиологический гипертонус). А то, как быстро на смену хаотичным движениям ног и рук придут осмысленные движения, зависит лишь от вас. От вас зависит и развитие мускулатуры, так нужной для аналогичных движений. Но самое основное, в следствии массажа и гимнастики у малыша должен развиться моторный и сенсорный отделы мозга, контролирующие эти движения.

С момента рождения у ребенка имеется большой багаж врожденных двигательных рефлексов. К их числу относятся пищевой (сосание, слюноотделение, глотание) и защитно-оборонительный (поднятие и повороты головы из положения лежа на животе) рефлексы, и рефлексы положений тела и его частей. К примеру, в первые 6 месяцев жизни кроха из горизонтального положения на весу отклоняет голову в противоположную сторону: из положения на спине – вперед, на правом боку – влево, на животе – назад, на левом боку – вправо. А повороты таза вызывают у него поворот головы вместе с верхней частью туловища в ту же сторону.

Помимо этого, в случае если раскрытой ладошки ребенка касается какой-либо предмет, сразу же срабатывает рефлекс хватания, и тогда кроха сжимает руку в кулак. Довольно часто матери намерено кладут в ладони ребенка свои пальцы: их забавляет, как кроха на это реагирует.

Но и они, и другие взрослые мало задумываются над тем, что стимулируют этим развитие детского мозга. И чем большей любовью домашних пользуется новорожденный, чем больше ему уделяется внимания, тем стремительнее и гармоничнее он начинается.

Рефлекс размещения частей тела возможно применять для выработки у ребенка свободной позы в ходе сна, что имеет значение не только в плане развития, но и в плане полноценного отдыха малыша. Так как частенько ребенок спит на боку, прижав руки к груди и притянув ноги к животу. А потому, что сон у младенца первых месяцев жизни длится около 20 часов, поза эмбриона не дает мышцам достаточного расслабления, что в будущем может привести к нарушениям осанки.

Замечая за ребенком на протяжении сна, возможно подметить, что положение его ног во многом зависит от положения рук. К примеру, если он лежит на спине, а его руки подняты над головой, его ноги сами по себе вольно распрямляются. В случае если же руки прижаты к груди, ноги сразу же притягиваются обратно к животу. Вследствие этого перед сном необходимо переложить руки ребенка за голову, тем самым воспитывая навык развернутой позы в ходе сна.

В моменты бодрствования необходимо как возможно чаще выкладывать малыша на пузо. Это положение разрешает ему раньше и увереннее поднимать голову, а после этого и удерживать ее. Помимо этого, поворачивая ее в различные стороны, ребенок следит за окружающими его предметами, а дабы уменьшить это занятие, возможно подложить ему под грудь свернутую пеленку.

Совсем очевиден тот факт, что, лежа вниз лицом на животе, кроха просто должен обучаться держать голову, дабы видеть свое окружение, а это, со своей стороны, развивает соответствующие мускулы тела. Помимо этого, в случае если довольно часто выкладывать ребенка на пузо, возможно подметить, что движения рук и ног (сначала хаотичные) неспешно становятся осмысленными, как при движении ползком. Быть может, родственникам нравится наблюдать на малыша, в то время, когда он лежит в кроватке лицом вверх. Но сам кроха желает двигаться по той дороге, которая в один прекрасный день приведет его к ходьбе.

С момента рождения у ребенка имеется множество кожных рефлексов: возбуждая тот либо другой участок кожи, возможно вызвать у малыша определенные движения. К примеру, рефлекс Таланта представляет собой разгибание тела дугой при поглаживании вдоль позвоночника, а рефлекс ходьбы при соприкосновении стопы с опорой заставляет малыша делать шаговые движения.

В случае если же положить ребенка на пузо и прикоснуться руками к его стопам, возможно замечать рефлекс ползания, другими словами в этом случае кроха ползет, отталкиваясь от опоры. Все перечисленные рефлексы сохраняются у младенца до 3–4 месяцев.

В первые недели а также месяцы жизни, пока у малыша сохранен физиологический гипертонус сгибателей, при массаже и гимнастике направляться применять рефлексы, связанные с разгибанием. Данный принцип лежит в базе всех активных упражнений. Пассивные движения конечностей, совершаемые посредством взрослых в данном возрасте не должны иметь места, поскольку из-за повышенного тонуса мышц имеется опасность насилия над ребенком.

К концу 1-го месяца жизни кроха фиксирует взор на лицах взрослых и может улыбаться. На 2-м месяце он, лежа на животе, поднимает голову и поворачивает ее в различные стороны, замечая за большими движущимися предметами, и улыбается, в то время, когда кто-то из взрослых наклоняется над ним. Нежный разговор с ребенком вызывает у него так называемый комплекс оживления: хаотичные движения ногами и руками. Эта реакция крайне полезна, поскольку стимулирует развитие движений, исходя из этого с малышом необходимо общаться как возможно чаще: это полезно для развития его мышц.

На 3-м месяце жизни ребенок уже может самостоятельно переворачиваться на бок и время от времени, в ходе движений может случайно оказаться на животе. В то время, когда ребенок достигнет этого возраста, взрослым необходимо быть особенно осмотрительными и не оставлять его там, откуда он, перевернувшись, может упасть.

Так, основная цель занятий с ребенком 1–3-месячного возраста – уравновешивание напряжения мышц-разгибателей и мышц-сгибателей ног и рук. Для этого необходимы:

1. Нередкое общение и беседы с малышом, что стимулирует комплекс оживления.
2. Отсутствие тугого пеленания.
3. Нередкое переворачивание ребенка на пузо.
4. Ежедневное купание и плавание.
5. Легкий массаж тела.
6. Стимуляция активных движений малыша, связанных с работой разгибателей, для чего необходимо применять целый двигательный фонд малыша – врожденные рефлексы.

И еще: необходимо приобрести ребенку громадной надувной мяч (к примеру, пляжный). Эта броская игрушка станет для него первым гимнастическим боеприпасом. К тому же покачивания на мяче детям весьма нравятся, а заодно такие упражнения тренируют мускулы тела и вестибулярный аппарат, для развития которого возможно сделать следующее: возьмите малыша на руки и носите его по кругу. Наряду с этим необходимо перемещать его вперед-назад, вверх-вниз и из стороны в сторону. Такая бережная стимуляция весьма нравится новорожденным. Возможно носить ребенка по квартире, говоря об окружающих его предметах. Затевать необходимо с медленных движений, неспешно наращивая амплитуду и темп. Это упражнение необходимо завершить незадолго перед тем, как ребенок захочет этого сам. Тогда в следующий раз он будет ожидать очередного занятия с удовольствием.

1. Массаж рук: плавные поглаживания (по 6–8 раз).
2. Приподнимание из положения лежа на спине.
3. Массаж ног: поглаживания (по 6–8 раз).
4. Перекладывание на пузо (15–20 секунд).
5. Массаж спины: поглаживания (4–5 раз).
6. Разгибание позвоночника (по 2–3 раза на каждом боку).
7. Массаж живота:

  • круговые поглаживания (5–6 раз);
  • встречные поглаживания (5–6 раз);
  • поглаживания косых мышц живота (5–6 раз);
  • круговые поглаживания (5–6 раз).

8. Упражнение на упрочнение всех мышц живота (2–3 раза).
9. Массаж стоп: поглаживания (по 5–6 раз).
10. Рефлекторное разгибание и сгибание стоп (по 3–4 раза).
11. Рефлекторное упражнение ползание (2–3 раза).
12. Круговой массаж груди: вибрация и поглаживание (5–6 раз).
13. Рефлекторное упражнение ходьба (2–3 раза).
14. Встряхивание рук.
15. Покачивание в позе эмбриона (по 2–3 раза в каждую сторону).
16. Покачивание на мяче.

А сейчас перейдем к более подробному описанию упражнений и массажных приемов.

Массаж рук

Исходное положение: ребенок лежит на спине ногами к вам. Громадный палец руки положите в ладонь ребенка. Наряду с этим его левую руку удерживайте своей левой рукой, а правую – правой. Поглаживание проводите по направлению от кисти до плеча и подмышечной складки (рис. 1, 2). Чтобы рука ребенка лучше расслабилась, поглаживание необходимо делать по сгибательной (внутренней) поверхности. Повторите прием 6–8 раз.

Рис. 1 Поглаживание рук (I этап)

Рис. 2 Поглаживание рук (II этап)

Приподнимание из положения лежа на спине

Исходное положение: ребенок лежит на спине ногами к вам. Дайте ему прочно схватить ваши пальцы и на пара сантиметров немного поднимите его плечи над столом. Когда вы увидите, что хватка малыша ослабла либо на его лице появилось выражение озабоченности, с опаской опустите его.

Упражнение необходимо делать не более 1 минуты. За это время вы сможете немного поднять ребенка 7–8 раз. Через 1–2 недели (в зависимости от результатов) возможно затевать поднимать малыша выше с таким расчетом, дабы какое-то время он сам удерживал личный вес. Наряду с этим принципиально важно хвалить ребенка каждый раз, в то время, когда он прочно хватает ваши пальцы и в то время, когда отпускает их.

Массаж ног

Исходное положение: ребенок лежит на спине ногами к вам. Возьмите правую ногу ребенка в правую руку, а левую – в левую.

Зарядка для месячного ребенка

Поглаживание проводите по наружной и задней поверхностям ноги от стопы к бедру, с опаской обходя область колена и стараясь не задевать переднюю поверхность голени.

Каждое такое движение должно завершаться у передней паховой складки (рис 3, 4). Всего необходимо выполнить 6–8 поглаживаний.

Рис. 3 Поглаживание ног (I этап)

Рис. 4 Поглаживание ног (II этап)

Перекладывание на пузо

Переложите малыша на пузо. Наряду с этим его бедра должны быть разведены в стороны, а руки – опираться на предплечья. Это упражнение базируется на защитно-оборонительном рефлексе. В первые же недели своей жизни кроха начинает поворачивать голову, а после этого и поднимать ее из положения лежа на животе. Старайтесь как возможно чаще класть ребенка на пузо, к примеру перед кормлением: это хорошая тренировка для мышц спины и шеи. Длительность упражнения определяется лично (от 5–10 секунд и продолжительнее), а со временем ее возможно и расширить.

Массаж спины

Исходное положение: ребенок лежит на животе, его руки под грудью. Проведите поглаживание спины малыша от ягодиц к голове тыльной стороной кисти. В обратном направлении массажное движение необходимо выполнить ладонью. Повторите поглаживание 4–5 раз.

До 1,5–2 месяцев, пока ребенок лежит на животе неустойчиво, необходимо массировать его спину одной рукой, а другой сейчас направляться придерживать ноги. После этого (по мере его взросления) поглаживание возможно делать обеими руками в один момент.

Разгибание позвоночника

Исходное положение: ребенок лежит на боку. Одной рукой зафиксируйте его ноги, а двумя пальцами другой аккуратно проведите по его позвоночнику по направлению от крестца к шее. В ответ на ваши действия кроха должен выгнуть спину (рис. 5). Это упражнение основано на врожденном рефлексе Таланта (кожно-спинном). Переверните ребенка на другой бок, поменяйте положение рук и проделайте то же самое. Это упражнение необходимо повторять ежедневно, дабы мускулы позвоночника лучше развивались.

Рис. 5 Разгибание позвоночника

Массаж живота

Исходное положение: ребенок лежит на спине ногами к вам. Процедуру необходимо затевать с кругового поглаживания (рис. 6), которое выполняется по часовой стрелке. Наряду с этим необходимо стараться не давить на область правого подреберья (печень). Поглаживание направляться повторить 5–6 раз.

Встречное поглаживание выполняется следующим образом (рис. 7). Положите свои руки на пузо малыша так, дабы ладонь вашей правой руки оказалась поверх левой стороны живота, а тыльная сторона левой руки – в нижней части правой стороны живота. Поглаживание проводится в один момент в различных направлениях: ладонью вниз, а тыльной стороной кисти – вверх. Прием повторите 5–6 раз. Это движение, точно так же как и круговое поглаживание, сходится с движением кишечника, что делает его особенно действенным при разных расстройствах желудка.

Поглаживание косых мышц живота (рис. 8) проводится следующим образом: положите обе ладони на поясницу малыша, по окончании чего обхватывающим движением направьте руки друг к другу, вверх и вперед так, дабы в конце движения ваши пальцы соединись над пупком. Проделайте прием 5–6 раз и завершите массаж несколькими круговыми поглаживаниями.

Зарядка для месячного ребенка

Массаж живота необходимо проделывать не только на протяжении ежедневных занятий. Он есть действенным средством при болях в животе, связанных с запорами либо отхождением газов. В лечебных целях его необходимо делать особенно с опаской и медлительно, мало усиливая давление, в то время, когда рука окажется в нижней левой части живота.

Рис. 6 Круговое поглаживание

Рис. 7 Встречное поглаживание

Рис. 8 Поглаживание косых мышц живота

Упражнение на упрочнение всех мышц живота

Исходное положение: ребенок лежит на спине ногами к вам. Подложите обе ладони под спину малыша, в один момент поддерживая его голову, и обоприте его стопы о свой пузо. Медлительно поднимите руки как возможно выше, после этого медлительно опустите их (рис. 9).

Рис. 9 Упражнение на упрочнение всех мышц живота

При исполнении этого движения следите за тем, дабы кроха не утратил опору.

Массаж стоп

Исходное положение: ребенок лежит на спине ногами к вам. Возьмите его правой рукой за голеностопный сустав, средний и указательный пальцы левой поместите на тыльную часть стопы, создав опору. Громадным пальцем левой руки делайте энергичные круговые движения, поглаживая подошву (рис. 10). Возможно делать данный прием, рисуя на стопе восьмерку. Поменяйте положение рук и помассируйте другую стопу.

Зарядка для месячного ребенка

Рис. 10 Поглаживание стоп

Рефлекторное разгибание и сгибание стоп

Исходное положение: ребенок лежит на спине ногами к вам. Захватите его ногу у голени и кончиком пальца резко надавите на точку, находящуюся на подошве у основания пальцев. В ответ на это раздражение кроха должен согнуть стопу. После этого тем же пальцем с нажимом проведите по наружной стороне стопы в направлении от мизинца к пятке.

Реакцией малыша должно быть рефлекторное разгибание пальцев.

Каждое упражнение необходимо повторить 3–4 раза.

Рефлекторное упражнение ползание

Исходное положение: ребенок лежит на животе, ноги согнуты, колени разведены в стороны, стопы совместно. Не касаясь подошв малыша, с опаской подведите пальцы обеих рук под плюсну (тыльную поверхность стоп) малыша (рис. 11) После этого громадными пальцами в один момент дотроньтесь до обеих его подошв. В ответ на раздражитель ребенок должен энергично оттолкнуться, разогнув ноги и продвинувшись вперед (рис. 12). При исполнении этого упражнения ваши руки должны быть хорошо прижаты к опоре, в другом случае кроха их и останется на месте.

Рис. 11 Рефлекторное ползание (I этап)

Рис. 12 Рефлекторное ползание (II этап)

Это упражнение базируется на врожденном рефлексе, именуемом кожно-ножным. Феномен ползания у здорового ребенка сохраняется до 2,5–3 месяцев. Но исполнение данного движения требует осторожности: злить стопы малыша возможно только тогда, в то время, когда голеностопные суставы хорошо зафиксированы.

Круговой массаж груди

Исходное положение: ребенок лежит на спине ногами к вам. Начните с поглаживаний, каковые необходимо делать обеими руками: или тыльной стороной пальцев, или ладонью. Движения должны быть направлены от середины груди в стороны и вверх, к подмышечным впадинам (рис. 13).

Поглаживания боковых поверхностей груди проводите в направлении от середины груди в стороны и вниз, к подмышечным впадинам (рис. 14).

Рис. 13 Поглаживание груди (I этап)

Рис. 14 Поглаживание груди (II этап)

После этого необходимо обхватить грудь малыша руками и весьма аккуратно, стремительными движениями надавливать на грудную клетку. Данный прием относится к приемам вибрационного массажа, что вызывает у ребенка рефлекторный глубочайший вдох.

Зарядка для месячного ребенка

Рефлекторное упражнение ходьба

Исходное положение: поднимите малыша, взяв его под мышки и развернув спиной (либо лицом) к себе. После этого разрешите ему коснуться стопами поверхности стола. Это раздражение должно вызвать у него рефлекторные шаги. Ведите малыша по столу, легко наклонив его туловище вперед.

При исполнении данного упражнения необходимо выполнять 3 ответственных условия: во-первых, ребенка все время необходимо держать на весу, во-вторых, направляться стараться не сдавливать его грудную клетку, в-третьих, нужно пристально следить за тем, дабы кроха опирался на стол полной стопой. Хождение на цыпочках очень нежелательно.

Это упражнение необходимо проделывать как возможно чаще: рефлекторная ходьба доставляет много наслаждения как ребенку, так и взрослым.

Встряхивание рук

Исходное положение: ребенок лежит на спине ногами к вам. Обхватите его кисти так же, как при массаже, и ласково встряхните их, легко разводя в стороны. Если вы почувствовали, что кроха сопротивляется, значит, к этому упражнению он еще не готов (тонус мышц-сгибателей еще через чур высок). В этом случае проведите поглаживание рук и переходите к следующему пункту занятий.

Покачивание в позе эмбриона

Исходное положение: соедините руки ребенка на груди, согнутые ноги подтяните к животу, соединив наряду с этим стопы и разведя колени, голову наклоните к груди (рис. 15). Одной рукой придерживайте конечности, другой – голову. В этом положении (позе эмбриона) покачивайте малыша в различных направлениях: вправо-влево, вперед-назад и по кругу, в каждую сторону по 2–3 раза. Это упражнение успокаивающе воздействует на нервную систему ребенка и его вестибулярный аппарат, исходя из этого его рекомендуется проделывать ежедневно.

Рис. 15 Покачивание в позе эмбриона

Покачивание на мяче

Положите малыша животом на пляжный надувной мяч громадных размеров и разведите его колени в стороны. Наряду с этим придерживайте ребенка за область спины. Покачивайте мяч в различных направлениях: в стороны, вперед-назад и по кругу (рис. 16). Амплитуда движений должна быть небольшой, дабы кроха не соскользнул.

Это упражнение необходимо проделывать в любое время, приблизительно через 30 мин. по окончании кормления. Покачивание на мяче хорошо расслабляет мускулы и развивает вестибулярный аппарат.

Рис. 16 Покачивание на мяче

Примечания

Длительность исполнения всего комплекса – 15 мин.. Но его необязательно делать за 1 раз или полностью. В случае если кроха быстро устает либо не в настроении, возможно ограничиться 1–2 упражнениями и массажем, а остальные возможно выполнить в течение дня. Но наряду с этим нужно сохранить последовательность массажных приемов и упражнений. Помните, что поглаживание должно выполняться весьма мягко и медлительно, без резких движений, мешающих расслаблению мышц. Но самым главным есть постоянное общение с ребенком: на протяжении занятий нежно говорите с ним, стараясь всеми методами подержать у него хорошее настроение.

[an error occurred while processing the directive]